Статья

Александр Цветков: В новой России требуются новые символы во всем их разнообразии

Марка
мобильная версия

Александр Цветков, главный советник Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам, заместитель председателя Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, кандидат философских наук, рассказал о таком широком понятии, как «геральдика», ее важности для современной России, а также оценил филателистическую продукцию с геральдическими символами.

CNews: Александр Геральдович, расскажите, что включает в себя понятие «геральдика»?

Александр Цветков: Существует несколько подходов к определению понятия «геральдика». Исторически предметом геральдики являлись гербы и все, что связано с их разработкой, изучением, систематизацией.

По мере усложнения геральдических систем, накопления материала для исследований геральдика стала приобретать характер научных знаний, а не только практического «художества». Именно в таком сугубо научном виде геральдика существовала в советский период, когда практическая востребованность геральдических знаний была минимальна. Геральдика в тот период была заключена в узкие рамки вспомогательной исторической дисциплины. Отдельно от нее существовали и близкие к геральдике фалеристика (изучение наград), униформология (мундироведения), сфрагистика (печатей), вексиллология (учение о знаменах и флагах).

В новой России, которой потребовались новые символы во всем их разнообразии (герб и флаг страны, символы органов власти и территорий, награды, форменный костюм государственных служащих и т.д.), геральдика и смежные с ней дисциплины вновь приобретают практическое значение.

Геральдика, фалеристика, вексиллология, униформология связаны с символическим обозначением принадлежности к государству, его ведомствам, различным организациям и органам, с символическим же обозначением заслуг и статуса физических и юридических лиц. Это дало основание для формирования точки зрения на геральдику, как на понятие предельно широкое, включающее в себя теорию и практику создания не только гербов, но и иных визуально воспринимаемых знаков и знаковых систем, предназначенных для обозначения различных социальных объектов и процессов. Это именно та геральдика в широком смысле, на которую распространяется единая государственная геральдическая политика.

CNews: Герб — символ и гордость любого города. Расскажите, пожалуйста, как он разрабатывается? Есть ли определенные композиционные законы, требования, условия?

Александр Цветков: Гербы городов разрабатываются всегда по местной инициативе. И создаются они по-разному. Где-то объявляют конкурс, где-то приглашают художников, дизайнеров. Кто-то обращается к профессиональным художникам-геральдистам. Последний вариант предпочтительнее.

Когда готов проект герба, его с проектами описания, положения о гербе и учредительных документов направляют в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации для проведения геральдической экспертизы. В случае положительного заключения он проходит на месте процедуру учреждения.

Затем копия решения об учреждении герба направляется в Совет для внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. В удостоверение факта государственной регистрации городу выдается свидетельство установленного образца. При разработке территориальных гербов следует руководствоваться как общегеральдическими традиционными правилами, так и специальными методическими рекомендациями, подготовленными Советом.

К общегеральдическим правилам относится, например, запрещение накладывать друг на друга гербовые элементы определенных цветов. Так, нельзя накладывать «металл на металл» — золото на серебро и наоборот. Они обозначаются желтой и белой краской. Аналогично обстоит дело с «финифтями»: красной, синей, зеленой, пурпурной — их также нельзя накладывать друг на друга.

При разработке проектов современных городских гербов однозначное предпочтение отдается тем гербам, которые либо фиксируют ранее учрежденные исторические гербы, либо берут их за основу. Наличие исторического герба является предметом не только гордости горожан — это памятник геральдической культуры как местного, так и общероссийского значения. И в этом качестве герб выступает как важнейшее средство формирования патриотического сознания горожан.

CNews: Ежегодно Издатцентр «Марка» выпускает в почтовое обращение серию марок и блоков «Гербы субъектов и городов Российской Федерации», художественные маркированные конверты и карточки с геральдической тематикой. Какой из выпусков для вас стал наиболее запоминающимся?

Александр Цветков: Марки и блоки из серии «Гербы субъектов и городов Российской Федерации» мне одинаково близки, поскольку создаются в результате теснейшего сотрудничества Издатцентра «Марка» и Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Они выдержаны в едином стиле, и оценивать их в категории «нравится – не нравится» — это значит оценивать сами гербы, а не продукцию филателистической полиграфии.

Из геральдической продукции очень хорошо выполнены серии, посвященные современным государственным наградам, форменному костюму.

CNews: С 2013 года вы являетесь членом Комиссии Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты. Расскажите, с какими трудностями приходится сталкиваться, выбирая, какие марки будут изданы, а какие – нет?

Александр Цветков: Трудности выбора издания марок геральдического содержания связаны с тем, что не все официальные символы, учрежденные органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, прошли установленную процедуру геральдического согласования и государственной регистрации. Это дает основание считать условным признание их легитимности на федеральном уровне. По данному основанию приходится порой отказывать в издании марок, на которых использованы такие символы.

А если говорить в целом, марка, маркированный конверт, карточка должны быть интересны достаточно широкому кругу и филателистов, и просто потребителей продукции со знаками почтовой оплаты. Если проект не отвечает этому требованию, то смысл его реализации сомнителен.

Кроме того, марка, конверт, открытка являются проверенным средством формирования интереса к той или иной теме. Мы с детства знаем, что марки стали для многих источником увлечения искусством, историей, географией, спортом и другими отраслями человеческой деятельности и знаний. В этом несомненный педагогический потенциал продукции. Если рассматривать все сказанное в качестве критериев при оценке проектов, Комиссия чаще всего единогласна в выборе достойных образцов.

CNews: Ежегодно Издатцентр «Марка» проводит голосование за лучшую почтовую марку. Какой из выпусков последних лет, на ваш взгляд, наиболее интересный и почему?

Александр Цветков: Достойных выпусков было очень много. Мне, как человеку, неравнодушному к военной истории, легла на сердце марка, посвященная 200-летию Лейпцигского сражения и воспроизводящая картину К. Рехлина, посвященную атаке лейб-казаков под Лейпцигом.

Оригинально выполнены марки, посвященные историческому центру Санкт-Петербурга, и «платки» в серии «Декоративно-прикладное искусство».