Обзор подготовлен

версия для печати
Андрей Фомичев

Андрей Фомичев:

Тема аутсорсинга АБС актуальна для многих банков

Компания ЦФТ первая на российском рынке банковской информатизации объявила о проектах комплексного аутсорсинга, включающего АБС и процессинг. Пока таких контрактов единицы, но заместитель председателя правления ГК ЦФТ Андрей Фомичев уверен, что со временем рынок перейдет к массовому комплексному аутсорсингу.

CNews: Традиционный вопрос: как вы оцениваете динамику ИТ-бюджетов банков в этом году?

Андрей Фомичев: Я бы оценивал динамику внешних ИТ-расходов банков по динамике роста прибыли ведущих ИТ-компаний, которые специализируются на информатизации финансовых организаций. По предварительным оценкам, их суммарная прибыль вырастет примерно на 20%. Поэтому можно предположить, что ИТ-бюджеты банков увеличатся на сопоставимую сумму.

Однако ИТ-расходы банков включают затраты на персонал, внутренние издержки, то есть рост ИТ-бюджетов банков может быть меньше 20%. По моему личному мнению, совокупные ИТ-бюджеты банков в 2012 году выросли в среднем на 15%.

CNews: Некоторые банки заявляют о том, что для быстрого решения точечных задач, создания конкурентных преимуществ, например в сфере факторинга, целевого маркетинга, они стараются выполнять разработку собственными силами, это быстрее и дешевле. На ваш взгляд, существует ли такая тенденция?

Андрей Фомичев: Когда банки говорят о том, что они сами быстро разработают ПО для обеспечения некоего конкурентного преимущества, то они, скорее всего, имеют в виду, что у них есть промышленная платформа и уже на ее базе они быстро создают доработку. Конечно, встречаются ситуации, когда банки пишут программные решения "с нуля", но довольно редко, и это отнюдь не быстрый способ. Поэтому создание конкурентных преимуществ собственными силами – это, как правило, набор различных промышленных компонентов и их доработка.

CNews: Вы можете оценить долю собственных доработок/разработок финансовых организаций в общем объеме ИТ-расходов банков в 2011–2012 годах?

Андрей Фомичев: Эта доля точно не выросла. А если проследить тренд на десятилетнем промежутке времени, то по мере развития рынка банковской информатизации все меньший объем работ заказчик выполняет самостоятельно. Например, на рынке АБС 10 лет назад речь шла о десятках процентов банков, использующих собственные разработки, а сегодня – о единицах. Относительно вашего вопроса, основная функция банка в сфере ИТ – это грамотное размещение заказов, управление портфелем проектов.

Сегодня конкурентные преимущества зачастую создаются настройками продуктов, без программирования. Это объясняется тем, что банковский бизнес развивается уже несколько сотен лет – банковские продукты уже устоялись и с точки зрения ИТ-технологий однородны. В результате конкуренция переходит в плоскость не видов продуктов, а параметров: процентных ставок, сроков и других условий. И инструментами конкуренции являются в основном те самые параметры продуктов,  а также маркетинг и клиентский сервис. Для максимально эффективной поддержки данных процессов ЦФТ создал каталог, который на текущий момент состоит из 285 преднастроенных банковских продуктов, которые банки могут кастомизировать "под себя". И если оценивать долю бюджета, которая тратится на создание именно узких конкурентных преимуществ, которые требуют программирования, то в среднем речь идет о сумме не более чем в 2% ИТ-бюджета.

Если же взять большую выборку банков, то говорить о доле расходов на собственные разработки будет не вполне корректно, потому что получим "среднюю температуру по больнице". Банки делятся на две неравные по числу, но противоположные группы. Одни все разрабатывают сами или имеют высокую долю собственной разработки, 30–80%, а другие используют преимущественно продукты внешних разработчиков. И есть банки, которые переходят на аутсорсинг, которые ничего не разрабатывают, все заказывают, стандартизируют и концентрируются на достижении конкурентных преимуществ с помощью параметризации (параметров продуктов), настройки, а также маркетинга и клентского сервиса. Сегодня нельзя сказать, что одна группа проигрывает другой, но общий тренд таков, что число собственных разработок уменьшается, а доля аутсорсинга растет

Глобальный тренд заключается в использовании промышленных платформ. ИТ-продукты усложняются, потому что растут объемы обрабатываемых данных, усложняются и повышаются требования, усиливается конкуренция, в которой фактор времени начинает играть решающую роль. Недалек тот момент, когда банк уже ничего не сможет создать собственными силами, а все разговоры о собственных разработках будут сводиться к параметризации и настройке имеющихся в банке платформ. Если раньше можно было выйти на войну с луком, то сегодня необходима сложная техника, которую самостоятельно сделать невозможно.

CNews: В этом году в ИТ-стратегиях многих банков в очередной раз прозвучали задачи, связанные с централизацией ресурсов. Когда же российские банки будут на этапе завершения этого процесса?

Андрей Фомичев: В совокупности банки меняют платформы и проводят реинжиниринг основных транзакционных систем почти каждый год, это стабильная тенденция. По данным журнала IBS Publishing, в России ежегодно примерно 50 банков меняют свои АБС. Как и прежде многие банки сегодня реализуют проекты централизации. Теоретически данный процесс может быть конечным, но если учесть смену поколений систем, постоянный реинжинирнг платформ и внедрение нового функционала, то завершения процесса не ожидается.

CNews: Какие новые продукты разработал ЦФТ в ответ на новые тенденции спроса?

Андрей Фомичев: Например, решение "Фронт-менеджер". От традиционных фронт-офисных систем оно отличается реализацией не просто бизнес-логики, скажем, для продажи банковских продуктов, но и расширенной аналитической поддержкой процесса. Например, когда менеджер банка общается с клиентом, система предлагает подсказки на основе реализованных аналитических алгоритмов, помогая предложить клиенту новые продукты. Для этого мы внедрили технологию "Следующее лучшее предложение" и "Машину рекомендаций".

Важно учитывать стремление банков стать ближе к клиенту и предлагать услугу либо в момент возникновения потребности, либо в месте нахождения клиента. Поэтому ЦФТ реализовал возможность использования фронт-офисных продуктов ЦФТ на созданной нами технологии "Мобильный менеджер" на операционных системах планшетных ПК iOS и Android.

CNews: ЦФТ является одним из крупнейших ИТ-аутсорсеров банковских систем на отечественном рынке. Как вы относитесь к рекомендации американского регулятора FFIEC с осторожностью относиться к ИТ-аутсорсерам?

Андрей Фомичев: Во-первых, в рекомендации говорится о рисках, сопряженных с аутсорсингом. Не следует воспринимать сообщение о рисках как рекомендацию не работать с аутсорсерами. Во-вторых, авторы не учитывают всего масштаба аутсорсинга и его разновидностей.

В самом широком, философском понимании происходящих процессов все ИТ-системы внешнего разработчика можно считать видом аутсорсинга. Если банк использует систему или хранилище данных внешнего разработчика, это значит, что он аутсорсит его разработку. Если банк заключил договор сопровождения какого-либо программного продукта, это значит, что он аутсорсит сопровождение. Если банк используете резервное копирование во внешнем ЦОДе, значит, что он отдал на аутсорсинг резервное копирование. Если банк является ассоциированным, аффилированным участником Visa или MasterCard и входит в спонсорскую программу другого банка и использует внешний процессинговый центр, то, по сути, он аутсорсит процессинг пластиковых карт.

Все эти виды аутсорсинга настолько давно используются и настолько глубоки, что сообщение FFIEC выглядит немного забавным. Внешние источники для поддержки программных систем, процессинга, разработки и сопровождения используются всегда и во всех банках. Причем можно говорить смело о том, что рынок аутсорсинга растет и использование внешних источников увеличивается. Бороться с этим бесполезно и не нужно, потому что это прогресс, глобальный тренд и несомненно движение вперед.

Любопытно также, что предупреждение прозвучало именно из США, где, если посмотреть, например, на рынок процессирования пластиковых карт, находится всего несколько крупных процессинговых центров, три из которых контролируют около 80% рынка. В России банки имеют в сумме около 80–90 собственных процессинговых центров, то есть банковский ИТ-аутсорсинг широко распространен и развивается быстрее всего именно в США. Некоторые виды аутсорсинга, которые есть в США, пока не пришли к нам. Например, многие американские банки отдали внешнему исполнителю процедуру составления и подачи обязательной регуляторной отчетности.

CNews: Как развивается ваше направление аутсорсинга, в частности, аутсорсинг АБС? Как контролируется экономика процесса?

Андрей Фомичев: На сегодня процесс уже отлажен, поскольку мы давно предлагаем услуги поддержки и развития системы собственной разработки "ЦФТ-Банк". Сначала банки нам отдавали на аутсорсинг не только программное, но и аппаратное сопровождение, отдельные бизнес-направления, например, ритейл. Потом среди наших партнеров появились банки-пионеры, которые решились сделать смелый шаг в сторону аутсорсинга АБС. Сегодня число таких банков растет.

Для нас разница между поддержкой АБС на стороне заказчика, когда мы удаленно мониторим и администрируем системы, и поддержкой АБС на собственной территории очень мала. И физический перенос АБС в наш ЦОД незаметен для банковского бизнеса.

Если говорить о дистанционном обслуживании, то у нас около 200 аутсорсинговых проектов. Но если сократить общее число клиентов до числа тех, кто использует комплексный аутсорсинг (платформа АБС физически находится в нашем ЦОДе), их пока единицы. Но мы явно ощущаем пристальный интерес, тема аутсорсинга АБС актуальна для многих банков, и со временем мы перейдем к более широкой практике аутсорсинга.

Приведу несколько конкретных примеров. "Старбанк" перевел свои фондовые продукты на аутсорсинг в ЦФТ. В банке "Монолит" банковский информационный комплекс "ЦФТ-Банк", используемый в деятельности кредитной организации, переносится на технологические мощности ЦОДа ЦФТ. Очень интересный,  масштабный и комплексный аутсорсинговый проект мы реализуем в "Экспобанке". После замены АБС банк приступил к работе в системе "ЦФТ-Банк", размещенной на мощностях ЦОДа ЦФТ. Банк передал нам функции по поддержке бесперебойного функционирования, развитию и тестированию основной банковской системы. Также "Экспобанк" осуществил замену системы дистанционного банковского обслуживания и перевел сервисы ДБО юридических и физических лиц на сопровождение в Faktura.ru. В планах банка – передача полного функционала процессинга карт международных платежных систем на обслуживание процессинговому центру "КартСтандарт", также входящему в группу компаний ЦФТ.

CNews: Как вы считаете, коллеги по цеху также будут предлагать комплексный аутсорсинг АБС?

Андрей Фомичев: Не думаю, что все пойдут по этому пути, но новые примеры мы наверняка увидим.

Услуга не по карману всем производителям банковских систем, потому что создание подобных аутсорсинговых центров, в том числе самых современных ЦОДов, требует многомиллионных долларовых инвестиций. А отдельные компании сегодня балансируют на грани прибыли и убытка.

Для уменьшения стартовых инвестиций отдельные компании-разработчики, возможно, предложат аутсорсинговые услуги смешанного типа, когда АБС будет размещаться в ЦОДе системного интегратора, но ее сопровождение возьмет на себя компания-производитель.

CNews: Как вы думаете, насколько вырастут банковские ИТ-бюджеты в 2013 году?

Андрей Фомичев: Полагаю, что примерно на те же 15%. Рост ИТ-бюджетов неизбежен, поскольку банки традиционно являются ИТ-емкими организациями.

Банки будут наращивать свои ИТ-инвестиции в силу и естественных причин в виде специфики банковского бизнеса и общей конкуренции, и в связи с тем, что ведущие игроки рынка наращивают свои ИТ-инвестиции. Средние и малые банки будут наращивать свои ИТ-бюджеты вслед за крупными банками.

CNews: Какие события, тенденции рынка банковской автоматизации способны повлиять на деятельность ИТ-поставщиков, в частности, ЦФТ?

Андрей Фомичев: Продолжается укрупнение и централизация банковского сектора. В связи с этим число крупных банков, централизующих все свои ИТ-ресурсы и модернизирующих свои платформы, не сокращается, а даже увеличивается. Соответственно, у разработчиков увеличивается число крупных проектов.

В 2011 году мы реализовали рекордное количество проектов в банках топ-50. В числе крупнейших и знаковых – проекты в "МТС банке" (ранее назывался МБРР), "МДМ Банке", "Газпромбанке", банке "Открытие", банке "Санкт-Петербург", банке "Россия" и др. В текущем году в нашем активе также есть масштабные проекты. Почти одновременно мы начали реализацию крупных проектов в "Бинбаке", банке "Русский стандарт" и ряде других банков.

Как я уже говорил ранее, активно в этом году мы реализуем проекты в банках по переводу системы "ЦФТ-Банк" на аутсорсинг. У нас хорошие результаты по числу новых клиентов в секторе банковского ПО. Знаковыми для нас стали два контракта с банками, специализирующимися на автомобильном кредитовании. Для нас эти проекты – приобретение нового бесценного опыта, а наши партнеры получат в свое распоряжение полнофункциональную централизованную банковскую систему нового поколения.

CNews: А какова ожидаемая в 2012 году динамика доходов ЦФТ?

Андрей Фомичев: В интервале от 20% до 60%. По оценкам аудиторской компании Deloitte, ЦФТ входит в топ-500 наиболее динамичных компаний сектора высоких технологий в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (Technology Fast 500 EMEA). Мы будем и далее укреплять позиции компании в своем сегменте российского ИТ-рынка, расширять присутствие на рынках стран СНГ.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS