[an error occurred while processing this directive]  
Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ASUS

Алексей Спеваков: В будущем «имя» для ноутбука будет уже не столь важно

Алексей СпеваковБудучи известным дистрибьютором телекоммуникационного и сетевого оборудования, компания RRC не так давно решила заняться продвижением в России и в Восточной Европе новых для себя продуктов — ноутбуков. О том, насколько комфортно чувствует себя компания в новом качестве, о преимуществах и проблемах продвижения ноутбуков различных вендоров в интервью CNews.ru рассказывает менеджер по развитию бизнеса компании RRC Алексей Спеваков.

CNews.ru Ноутбуки — новое направление в бизнесе вашей компании. Можно ли уже подвести первые итоги? Ноутбуки каких производителей вы предлагаете дилерам?

Алексей Спеваков: Предварительные итоги, безусловно, есть, но говорить о них пока рано, так как проект только стартовал. Однако мы планируем, что к концу текущего года доля ноутбуков в бизнесе RRC составит 3–5%, и в дальнейшем будет расти. Сегодня у RRC есть соглашения с несколькими поставщиками ноутбуков. Достигнута договоренность о расширении подписанного дистрибьюторского соглашения с компанией IBM по серверам и системам хранения данных на направление PSG, куда входят и ноутбуки. Ведется работа по ноутбукам ASUS. В настоящее время мы занимаемся дистрибуцией наладонных компьютеров этого производителя. На наш взгляд, у этой компании, которая сравнительно недавно выпускает ноутбуки под собственной торговой маркой, очень интересная линейка для конечных пользователей, широкий модельный ряд и стильный дизайн.

Мы сотрудничаем и с российскими производителями ноутбуков. Здесь можно выделить Rover Computers. Концепция этой компании ориентирована на создание классической двухуровневой модели канала сбыта, что не может не привлекать «правильного» дистрибьютора, коим мы и являемся.

CNews.ru: Планируете ли вы в ближайшее время расширять свое сотрудничество с другими поставщиками ноутбуков?

Алексей Спеваков: Думаем, что в дальнейшем будем работать по ноутбукам с четырьмя-пятью поставщиками. Для нас выбор поставщика — продуманный шаг. Мы — фокусный дистрибьютор, вкладывающий деньги в развитие различных продуктовых направлений не только в России, но в Восточной Европе. Курс на фокусную дистрибуцию позволяет нам концентрироваться на продвижении конкретного продукта в определенные секторы рынка. Дилеры понимают это, и, работая с нами, знают, что могут рассчитывать на грамотную консультацию экспертов и выбор оборудования для решения конкретных задач. Кроме того, мы можем порекомендовать им оптимальный путь продвижения тех или иных моделей.

Очень интересна для нас продукция IBM. По нашему мнению, в России мало кто целенаправленно занимается продвижением ноутбуков IBM, хотя они и представлены в портфелях российских дистрибьюторов. Ноутбуки этого производителя незаслуженно занимают недостаточный сегмент рынка в России, в то время как их доля в мире весьма значительна. Нам это кажется несправедливым.

То, что сейчас происходит с «переоцененными» брендами — Dell и НР, не приносит радости ни самим вендорам, ни их российским дистрибьюторам. Зачастую канал сбыта недостаточно структурирован. Из-за этого происходят перекосы склада и распродажи товара. Например, ноутбуки Dell можно было купить за $799 . Очень странная цена для ноутбука класса "А". Такие акции, на наш взгляд, не способствуют развитию канала продаж.

CNews.ru: Вы считаете ноутбуки Dell за $799 нетехнологичным или некачественным товаром?

Алексей Спеваков: Нет, это не так. В сегмент low-end попадают товары не малой функциональности и низкого качества. Это рациональное решение для удовлетворения определенного спроса: есть люди, которые набирают на ноутбуке текстовые документы, и такой модели им будет достаточно. Но есть и те, кто работает с Lotus и Oracle как с корпоративными приложениями, и им требуются большие возможности. Обслуживание большого количества ноутбуков разных марок в крупных корпорациях ведет к проблемам для системных администраторов. Также существуют компании, для которых корпоративный стандарт определен конкретным производителем (IBM, Toshiba и др.). Речь идет о больших компаниях, которым в первую очередь нужна мобильность. Думаю, постепенно запросы таких компаний на качество ноутбуков будут расти. Им и будет поставлять ноутбуки IBM.

CNews.ru: Целесообразно ли сейчас дистрибьютору делать ставку на малораскрученные марки? Или пока имеет смысл ориентироваться на проверенные бренды, пользующиеся устойчивым спросом в России?

Алексей Спеваков: Поскольку дистрибуция ноутбуков — новое направление для RRC, мы пока не готовы заниматься малораскрученными брендами. Однако в целом это интересно, и, возможно, мы решимся на это позднее.

Важно также понимание того, что же собой представляют нераскрученные марки. Это не только марки, которые спонтанно возникают — как новые российские бренды, которые все как один производятся на Тайване. Есть и достаточно известные «нераскрученные» производители. К примеру — Fujitsu, JVC, Sharp. Это признанные марки, которые не продаются не только в России, но и в Европе. Лишь в прошлом году представительство Fujitsu Siemens Computers в России начало продавать новые модели ноутбуков, потому что дистрибьюторы забросали запросами российский офис компании. Примерно такая же картина будет наблюдаться, если свои ноутбуки в России начнет продавать, например, Sharp. Эту марку сложно назвать нераскрученной, но тем не менее, ноутбуки этого бренда в России практически не продавались. Возможно, прорыв осуществит и компания NEC, примерно так же, как это сделала Acer.

Сегодня множество компаний, хорошо зарекомендовавших себя в качестве производителей компонентов, начинают выпускать ноутбуки под своим именем и достигают успехов в этом бизнесе. Может быть, в будущем имя для ноутбука будет уже не столь важно. Чем более массовым становится рынок — тем меньше пользователи склоняются к необходимости приобретения какого-то конкретного бренда. CNews.ru: Как вы оцениваете конкурентоспособность российских ноутбуков по сравнению с зарубежными? Как долго, по вашим прогнозам, сохранится их доминирующее положение на этом рынке?

Алексей Спеваков: Производить ноутбуки могут многие компании, но все-таки хороший производитель должен выделяться определенными преимуществами, лучше всего — своими технологиями. Большинство производителей ноутбуков сегодня размещают заказы на заводах Юго-Восточной Азии. Но их модельный ряд не ограничивается так называемым ширпотребом. Только некоторые вендоры производят свои топовые модели в Японии, а IBM — в Европе.

Хорошо, что российские производители ноутбуков занимают сегодня в России около 40% рынка. Люди, у которых нет средств на покупку ноутбука класса Premium, все-таки могут приобрести ноутбук хорошего качества. Но при этом пользователи российских мобильных компьютеров часто говорят, что при покупке следующего ноутбука они сильно задумаются над его весом, сроком службы батарей и дизайном. Безусловно, российские ноутбуки нормально работают, они востребованы рынком. Да и в Европе доля локальных сборщиков составляет около 50%.

Если товар пользуется спросом — его нужно продвигать. Для нас это «нижний» сегмент представленного нами модельного ряда. Чтобы человек смог понять, что такое ноутбук, он должен купить свою первую систему, попользоваться и сформировать собственные требования к ней.

CNews.ru: Ноутбуки какой ценовой категории, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы российским покупателем? Остается ли цена до сих пор главным фактором для принятия решения о покупке?

Алексей Спеваков: Лучше всего продаются или дешевые, или дорогие модели ноутбуков. Наш подход состоит в создании сбалансированного ряда моделей, в котором представлены все позиции, и с которым нашим партнерам будет удобно работать.

Российские производители сделали ноутбук массовым товаром, что было очень важно для рынка. Из «новорусского гаджета» ноутбук превратился в средство производства, «рабочую лошадку», которую может приобрести менеджер среднего звена. Сейчас потребитель уже не говорит, что цена для него — самое главное. Он смотрит на то, что сможет получить, если потратит $1000 или $1500. Думаю, что настало время осмысленного приобретения ноутбуков. Люди понимают, для каких целей им необходим мобильный компьютер, это и становится определяющим фактором при его покупке.

Технология Intel Centrino открыла новые возможности: ноутбуки стали легче, возросло время их работы от батареи, не говоря уже о возможности беспроводного доступа. Если раньше были важны вычислительный ресурс, возможности графической подсистемы ноутбука, то сейчас уже сама технология подразумевает мощный вычислительный ресурс и хорошую графику.

Люди сейчас обращают внимание на мобильность техники, хотят, чтобы ноутбук был легким, долго работал от батареи. Могу привести такой пример: однажды в командировке мы с коллегой неверно оценили расстояние до места проведения конференции. Через 15 минут прогулки с ноутбуками мы поняли, какой должна быть мобильность, выраженная в весовой категории. Ноутбук весом более полутора килограммов носить с собой просто тяжело. Кроме того, мобильные компьютеры с большой диагональю невозможно раскрыть в самолете. Ноутбуки с 9–12-дюймовыми экранами — это возвращение к незаслуженно забытой теме, и сейчас на подобных матрицах делают ультра-легкие и компактные устройства. Так, производители сегодня стараются угодить бизнес-леди, делая ноутбуки, которые легко умещаются в обычном портфеле или дамской сумке.

CNews.ru: По данным западных аналитиков, в США продажи ноутбуков уже превышают продажи настольных ПК. Как скоро вы могли бы прогнозировать подобную ситуацию на российском рынке?

Алексей Спеваков: Это общемировая тенденция, которая рано или поздно придет и в Россию — но не через год и не через два. Есть, правда, и другая тенденция — в Западной Европе одно время продавалось больше ноутбуков, а сейчас — меньше в процентном отношении ко всем вычислительным системам. На наш взгляд, это связано с иным подходом западных пользователей к новинкам. В России с приходом Centrino значительно быстрее, чем в Европе увеличилась доля ноутбуков, произведенных с использованием этой технологии. Западный пользователь более прагматичен, он не готов переплачивать. Для него ноутбук — это средство производства, а не имиджевая вещь, которую хочется приобрести «навырост», чтобы иметь возможность гордиться собой. Скорее всего, в США сравнительные данные по продажам приводились в денежном выражении, а не в штучном. Тогда картина понятна: ведь ноутбук в 2–2,5 раза дороже настольной системы.

Рынок рано или поздно перейдет на ноутбуки. Люди будут относиться к этой технике как к видеомагнитофону или телевизору: все перестанут думать о замене винчестера или памяти. Ноутбуки будут легко меняться пользователями по мере необходимости.

CNews.ru: С учетом вашего опыта работы на рынке Восточной Европы можно ли говорить о существенных различиях в пользовательских потребностях — по сравнению с Россией?

Алексей Спеваков: Европа более консервативна, она выбирает известные бренды, больше покупает ноутбуков среднего класса и лучше считает деньги. Поэтому, с одной стороны, в Европе выше требования к качеству и меньше локальных брендов. Однако там сложнее продвигать что-то принципиально новое, поэтому мы занимаемся только продвижением ноутбуков IBM.

Сейчас у нашей компании имеется два офиса в Польше, по одному — в Чехии, Венгрии, Сербии и на Украине. Наша задача — выбрать наиболее перспективный рынок, достичь результатов, а потом этот опыт распространить на другие рынки. Так, сегодня для нас стартовым полигоном в области продвижения ноутбуков является Россия. Среди восточно-европейских стран наиболее массовым рынком является Польша, очень перспективен рынок Сербии.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS