idmz.ru

Сколько стоит

Сколько стоит "электронная регистратура"?

"Электронная регистратура" - еще относительно молодое направление информатизации отечественного здравоохранения. Конкуренция пока невелика, а сам рынок еще далек от насыщения. Во что обойдется медучреждениям ЭР, и каков эффект от ее внедрения?

В целом "электронная регистратура" продвигается на рынке практически всеми известными сейчас способами – от классической продажи лицензий и связанных услуг до практически точной реализации принципа SaaS (программное обеспечение как услуга). Есть примеры, когда одно и то же решение может быть поставлено по обеим схемам.

Обсуждение преимуществ и недостатков каждого из этих подходов заслуживает отдельной статьи, поэтому в данном материале не затрагивается. Существуют различия и в методиках расчета стоимости того или иного решения - исходя из численности жителей, количества ЛПУ,  числа создаваемых сайтов или серверов. 

Рассчитаем стоимость

Например, решение "электронная регистратура" пермской компании "Сван" предлагается из расчета от 1,45 руб. на одного жителя города/региона + аналогичная по сумме стоимость услуг за внедрение. Если численность населения региона (составляет менее 200 тыс. жителей, то расчет стоимости поставки и внедрения осуществляется из расчета на 200 тысяч жителей. Услуги технической поддержки составят 40% от контракта в год. 

Решения, которые поставляются заказчику по классической схеме продажи лицензий, в среднем обходятся в 33 тыс. руб. за 1 ЛПУ и примерно 44 тыс. руб. за услуги внедрения (без оплаты командировочных расходов). Техническое сопровождение таких решений будет обходиться от 10 до 30% в год от стоимости лицензий.

Важно понимать, что у решений, ориентированных на продажу лицензий, кроме затрат на прикладное ПО будут расходы и на общесистемное (операционные системы, СУБД, антивирусная защита и т.д.).  Кроме этого, для внедрения таких систем потребуются издержки на оборудование ЦОДа и оплата услуг интернет-провайдера.

Очень привлекательная на первый взгляд стоимость внедрения выявлена у решений, продвигаемых по модели SaaS. В среднем она составляет у различных разработчиков 8 тыс. руб. за 1 ЛПУ в месяц. При этом у заказчика отсутствуют затраты на оборудование, общесистемное ПО и обслуживание (оплата каналов связи до провайдера, услуги в разных случаях оплачивается по-разному).

Хотя с точки зрения стоимости указанные модели предоставления ПО существенно различаются, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что безоговорочная выгода от внедрения "электронной регистратуры" по методу SaaS на самом деле таковой может и не являться. Чтобы оценить фактические (а не декларируемые разработчиком) различия в стоимости нескольких вариантов предоставления ПО, попробуем рассчитать сумму затрат на проект внедрения "электронной регистратуры" в гипотетической региональной столице с численностью населения 400 тыс. человек и 30 ЛПУ и оценить итоговую стоимость владения проектами за первые 5 лет эксплуатации.

Допустим, что обновление оборудования и общесистемного ПО не требуется, а установившаяся на данный момент цена самого решения изменяться не будет. Более того, предположим, что в городе создается один общий сервер "электронной регистратуры", на котором разворачивается соответствующий сайт и к которому подключаются рабочие места регистраторов и врачей от ЛПУ. Так как при любой схеме внедрения потребуется аренда каналов связи и оборудование рабочих мест в ЛПУ, не будем рассматривать эти затраты в своих расчетах.

В результате получаем итоговую стоимость в разрезе разовых затрат, ежегодного платежа и суммарной стоимости за 5 лет по 2-м основным вариантам.

Стоимость внедрения и владения "электронной регистратурой" по различным моделям

Статья затрат Средняя стоимость по модели продажи лицензий, тыс. руб Средняя стоимость по модели SaaS
В расчете на 1 ЛПУ В расчете на 1 жителя
Начальные затраты
1 Серверное оборудование 200 0
2 Общесистемное ПО 200 0
3 Стоимость "Электронной регистратуры" 990 580 0
Услуги по внедрению
4 Стоимость внедрения 1 320  580  0
Стоимость владения (технического сопровождения), в год
5 Стоимость технической поддержки или оплата за аренду ПО 198 232 2 880
Итого общая стоимость проекта за 5 лет 3 700 2 720 14 400

Источник: "Врач и информационные технологии", 2011

Как видно из расчетов, отсутствие начальных затрат на внедрение "электронной регистратуры" по модели SaaS оборачивается в итоге практически четырехкратным  увеличением стоимости владения за первые 5 лет эксплуатации решения. Поэтому, осуществляя выбор конкретной "электронной регистратуры", необходимо тщательно взвешивать не только их функциональные характеристики и начальные затраты, но и последующие расходы, которые потребуются на содержание проекта.

Необходимо отметить, что встречаются и нетрадиционные модели получения разработчиками прибыли от внедрения своих решений. Например, известен случай попытки внедрения "электронной регистратуры" в одном из южных городов, где заказчику (ЛПУ и городскому комитету по здравоохранению) предлагалось на совершенно безвозмездной основе предоставить и аппаратное обеспечение (сервер, компьютеры в регистратуру), и каналы связи, и все необходимое ПО. Когда заказчик стал детальнее вникать в предложение, то выяснилось, что разработчики планировали зарабатывать на том, что со счета каждого пациента, записавшегося на прием к врачу через интернет и включившему на сайте галочку "напомнить по SMS" списывать 15 рублей за это напоминание. 

К вопросу об эффективности

Главным образом, внедрение ЭР способствует равномерному распределению потока пациентов между медицинскими учреждениями, сокращению времени ожидания записи на первичный прием, к врачам-специалистам, диагностических процедур и госпитализации.

Практически все разработчики и пользователи констатируют, что имеет место существенное сокращение очередей в регистратурах поликлиник. При этом чем активнее население пользуется сайтом "электронной регистратуры", тем выше этот результат. Однако вызывают серьезные сомнения заявления о том, что только за счет внедрения ЭР можно обеспечить полное отсутствие очередей.

Востребованность ЭР населением в некоторых проектах впечатляет. Например, по данным Кировской области (которая реализует такой проект сравнительно недавно, с апреля 2010 г.), посещаемость регионального сайта "электронная регистратура" превысила 2700 посетителей в день. Всего записей, сделанных в ЭР с апреля 2010 г., свыше 135 тыс., а их количество за последнюю неделю сентября 2010 г. достигло 12 тыс. (из них 3540 через интернет), что составило 14% от общего числа посещений (через интернет 4%). При этом наблюдения, сделанные в этой области, опровергают опасения, что сайты "электронных регистратур" - удел только молодых и прогрессивных пациентов. Согласно статистике, собранной в области, пользователями ЭР являются широкие слои населения, и возраст не является преградой для использования этой услуги.

Количество записей в "электронной регистратуре" Кировской области по возрастным группам, апр. - сент. 2010 г.

Источник: "Врач и информационные технологии", 2011

"Электронная регистратура" - еще относительно молодое направление информатизации отечественного здравоохранения. Вместе с этим, внимание федеральных властей и Минздравсоцразвития к информатизации, а также грядущие проекты модернизации медицинских учреждений неизбежно будут подогревать интерес к любым видам медицинских информационных систем. И "электронная регистратура" здесь не исключение. Очевидно, в ближайшее время мы станем свидетелями новых решений и усиления конкуренции, а также снижения стоимости внедрения.

Александр Гусев

Вадим Дубинин

Вадим Дубинин:
Мы поставили задачу двигаться в сторону использования «облачных» технологий

На вопросы CNews ответил Вадим Дубинин, директор департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

CNews: Когда может быть реализована программа создания информационной системы в здравоохранении?

Вадим Дубинин: Выполнение планов зависит от множества внешних факторов. Скорее всего, к концу 2011 г. первая компонента, информационно-технологическая, будет реализована  за счет аренды. В этом же году  должно начаться, если будет принято решение и выделено финансирование, проектирование федерального центрального серверного узла. Тем более что он нужен не только здравоохранению, но и Казначейству, и Минпромторгу, и многим министерствам.

Также в 2011 г. должна быть реализована хотя бы одна общефедеральная функция, причем та, которая касается непосредственно пациента. О данной функции еще идет спор, но лично я считаю, что это должна быть система электронной регистратуры и записи к врачу.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS