Обозрение подготовлено

версия для печати
Корпоративной телефонии в России спада избежать не удалось

Корпоративной телефонии в России спада избежать не удалось

Российскому рынку корпоративной телефонии не удалось избежать влияния кризиса. Поставки в конце прошедшего года заметно снизились, и большинство заказчиков теперь все чаще смотрят в сторону недорогих решений.

Российский рынок корпоративной телефонии остается крупнейшим рынком Центральной и Восточной Европы. По данным исследования CNews Analytics объем поставок учрежденческих автоматических телефонных станций (УАТС), учрежденческо-производственных автоматических телефонных станций (УПАТС) и офисных мини-АТС составил в 2008 году 1,5-1,7 млн внутренних линий (абонентских портов).

По данным Canalys в 3 квартале 2008 года в России было продано 477 тыс. портов – на 8,5% меньше по отношению к 3 кварталу 2007 года и на 19,5% больше по отношению ко 2 кварталу 2008 года. В последнем квартале 2008 года произошло резкое снижение поставок – они упали на 33% по отношению к показателю 2007 года и на 23,2% - по отношению к предыдущему кварталу.

Поставки УАТС в Россию, тыс. портов*

* - данные за I кв. 2008 г. отсутствуют

Источник: Canalys, 2009

В денежном выражении, по данным CNews Analytics, основанным на экспертных оценках, российский рынок УАТС вырос в 2007 году примерно на 10% - с $400-410 млн. до $430-450 млн. Экспертные оценки объема рынка по итогам 9 месяцев 2008 года расходятся от $350 до 500 млн. До последнего времени рынок сохранял положительную динамику, однако во втором полугодии 2008 года наступил перелом -  зафиксирована тенденция сокращения поставок.

Объем российского рынка УАТС, (млн. долл)*, 2006-2008

* - по усредненным оценкам экспертов; оценки, различающиеся более чем на 50%, не учитывались

Источник: CNews Analytics, 2009

Пятерка лидеров

Российский рынок корпоративной телефонии достаточно сильно централизован. В Россию свою продукцию поставляют более 30 поставщиков УАТС, при этом пятерка лидеров контролирует почти 2/3 рынка по количеству поставленных абонентских линий (Panasonic, Avaya, Cisco, LG-Nortel, Alcatel-Lucent).

Достаточно сильные позиции у Siemens Enterprise Communications, Aastra/Ericsson, NEC и IskraTel. Среди российских производителей доминируют АГАТ-РТ, ГРПЗ, Информтехника и Телрос. Основные заказчики последних трех производителей – спецпотребители из силовых структур и других ведомств, где зарубежное оборудование вызывает сомнения в плане информационной безопасности. Как утверждают в АГАТ-РТ, основная часть станций этого производителя поставляется коммерческим заказчикам, успешно конкурируя с оборудованием ведущих зарубежных производителей как по цене, так и по функционалу.

По экспертным оценкам в сегменте малых УАТС лидируют компании Panasonic и LG (100% и 83% голосов, соответственно), в сегменте средних УАТС – компании Avaya и Nortel (по 83% голосов), в сегменте крупных УАТС – компании Avaya и Nortel (по 100% голосов), а также компания Cisco (60% голосов).

Крупнейшие проекты 2006-2008 гг.

Основными заказчиками корпоративной телефонии являются предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК), государственные учреждения, в том числе силовые структуры, промышленные предприятия; компании из финансового сектора (банки, страховые компании, инвестиционные компании и пр.); торговые и торгово-производственные компании, транспортные компании и пр. Наиболее крупные проекты, длящиеся по нескольку лет, насчитывают десятки тысяч абонентских портов; к проектам среднего масштаба можно отнести проекты с числом портов 1000 – 2000.  К числу вендоров, оборудование которых (УАТС и УПАТС) было использовано в проектах с числом портов от 1000, относятся (в алфавитном порядке): Aastra (Ericsson), Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco, Harris, IskraTel, Mitel, NEC, Nortel, Panasonic, Samsung, Siemens, Tadiran Telecom, Агат-РТ, ГРПЗ/СпецстройСвязь, Информтехника, Телрос и др.

Крупнейшие публичные проекты в области корпоративной/ведомственной телефонии, 2006-2008

Заказчик Сегмент Вендор Кол-во портов
РЖД Транспорт Avaya 150 000
Газпром, МЦЗС ТЭК Siemens 26 800
АвтоВАЗ Производство Nortel 25 000
ГУВД Москвы Госсектор Avaya 20 000
ММК Производство Avaya 14 600
НМК Производство Avaya 10 200
Правительство Москвы Госсектор Avaya 10 000
Сургутнефтегаз ТЭК Alcatel-Lucent 10 000
Башнефть ТЭК NEC 10 000
Уралкалий Производство Alcatel-Lucent 6 500
Илим Палп Производство Nortel 6 000
ЗУБ СБ РФ Банки Alcatel-Lucent 5 200
Газпром трансгаз Самара ТЭК Alcatel-Lucent 5 153
Красноярский алюм. з-д Производство Avaya 5 000
МОЭCК ТЭК Avaya 5 000
ПФПГ, Ател Производство, телекоммуникации Alcatel-Lucent 5 000
Администрация Волгоградской области Госсектор Alcatel-Lucent 5 000
ПНЗ Производство Alcatel-Lucent 5 000
Росгосстрах Страхование Cisco 4 600
Сургутгазпром ТЭК Harris 4 500

Источник: CNews Analytics, 2009

Тенденции и прогнозы

Руководитель отдела унифицированных коммуникаций Inline Technologies Павел Калист отмечает, что самая главная тенденция развития корпоративной телефонии на текущий момент – это унификация, стремление объединить множество сервисов в одном устройстве, как это сделано, например, в современном смартфоне или коммуникаторе. При этом он убежден, что с точки зрения интеграции с корпоративными приложениями альтернативы IP-телефонии нет. По мнению эксперта, традиционных решений на рынке уже практически не осталось – все производители оборудования телефонии производят конвергентные решения, которые все еще продолжают предоставлять возможность подключения традиционных абонентов, но все больше нацелены на IP-абонентов и на предоставление максимума сервисов для них. Он также отмечает, что доля рынка IP абонентов неуклонно растет из года в год. Стоимость IP-телефона покрывается стоимостью цифрового телефона и дополнительного порта СКС для него, считает Павел Калист. Он признает, что стоимость аналогового порта и телефона существенно меньше, но считает бессмысленным экономить на сотруднике 150-200 долларов (5-10% его месячного заработка), при этом лишив его соответствующего уровня сервиса и, соответственно, снизив производительность его труда.

В течение 2006-2008 гг. соотношение традиционных (аналоговых и цифровых) и IP внутренних (абонентских) портов вновь устанавливаемых УАТС росло в пользу IP-портов. По данным крупнейших дистрибьюторов, доля последних увеличилась примерно с 5% в 2006 году до 15-20% в 2008 году.

Соотношение традиционных (аналоговых и цифровых) и IP внутренних (абонентских) портов, 2006-2008

Источники: CNews Analytics, оценки экспертов, 2009

При этом доля «чистых» IP УАТС выросла за указанный период с 5% до 10%, а гибридных IP/TDM-решений – с 30% до 40%. Доля традиционных TDM станций составила по итогам 9 месяцев 2008 года примерно половину всей установленной базы УАТС в России.

Соотношение технологий УАТС (по количеству установленных станций), 2006-2008

Источники: CNews Analytics, Landata, 2009

Доля устанавливаемых аналоговых абонентских портов по-прежнему доминирует. По итогам 2007 года их доля в продажах у одного из крупнейших дистрибьюторов компании Landata составила 78%, в то время как доля абонентских IP, цифровых и SIP портов составила 15%, 5% и 2% соответственно.

Структура установленных (проданых) УАТС в зависимости от вида абонентских подключений, 2007

Источники: CNews Analytics, Landata, 2009

По мнению генерального директора компании «АГАТ-РТ» Юрия Анисимова, изменяется модельный ряд УАТС – этот процесс происходит сразу по нескольким направлениям: все большей "цифровизации" и миниатюризации оборудования, расширения его функциональных возможностей и повышения "гибкости". Так, поддержка VoIP стала нормой для подавляющего большинства УАТС, представленных на рынке. Ряд решений, в частности – Avaya IP Office, ipLDK100 от LG, отечественная IP-АТС «Агат-UX», содержат такие свойственные операторскому оборудованию опции, как встроенный SIP-proxy сервер, многочисленные гибкие алгоритмы автоматизированной обработки вызовов как для обычных, так и для VoIP звонков, и многое другое. Благодаря этому, компании могут пользоваться теми линиями связи, которые оптимальны с точки зрения ведения бизнеса, при этом сотрудникам и клиентам предоставляется весьма широкий набор автоматизированных услуг, считает эксперт.

Все большую популярность, по его мнению, приобретает интеграция корпоративной телефонии с системами автоматизации бизнеса – 1С, CRM, ERP. Однако предоставление подобного функционала для всех сотрудников предприятия влечет неоправданно высокие издержки, считает Анисимов. Поэтому данный процесс затрагивает в основном подразделения компаний, взаимодействующие с клиентами – отделы продаж, технической поддержки и др. Соответственно, увеличивается спрос на УАТС, позволяющие обеспечить интеграцию только части внутренних абонентов с системами автоматизации, считает эксперт.

Прогнозы

Относительно изменений на рынке и его перспектив, в момент начала господства финансового кризиса, предсказывать что-либо сложно, считает Павел Калист. Как и в прочих отраслях, можно ожидать отсутствие роста рынка корпоративной телефонии и даже его спад, прогнозирует он.

Я не думаю, что в 2009 году можно ожидать какого-то значительного роста, соглашается технический директор компании Netcube Алексей Большаков. Достижением, по его мнению, можно считать сохранение объема рынка на прошлогоднем уровне - порядка $300-350 млн за год.

При этом на фоне кризисных явлений в экономике позиции корпоративной IP-телефонии имеют все шансы ухудшиться, считает эксперт. По его мнению, многие российские организации, как коммерческие, так и государственные, до недавнего времени развертывали у себя системы корпоративной IP-телефонии, следуя дани моды, не имея четкого представления, как максимально эффективно использовать все преимущества, предоставляемые технологиями IP. Зачастую внедренные системы эксплуатировались аналогично системам традиционной телефонии, и заказчики, по большому счету, не хотели разбираться в возможностях, предоставляемых корпоративной IP-телефонией. Сейчас в период кризиса все организации учатся или уже научились разумно тратить существующие финансовые ресурсы, поэтому миграция с традиционной на дорогостоящую по первоначальным вложениям систему корпоративной IP-телефонии вряд ли будет укладываться в схему экономии, считает он. Впрочем, Алексей Большаков не исключает, что корпоративную IP-телефонию будут внедрять те компании, у которых существуют реальные бизнес-потребности именно в этом решении.

Возможную задержку внедрения IP-решений не исключает и технический директор российского офиса Avaya Георгий Санадзе. По его мнению, при выборе и покупке станции заказчики будут делать акцент на быстром возврате инвестиций.

Сегмент IP коммуникаций будет иметь рост, если позволит общемировая финансовая ситуация, сложившаяся в данный момент, считает начальник отдела маркетинга российского офиса Aastra Technologies Денис Дубровин.

Павел Калист полагает, что некоторые проекты по замене АТС на новую могут быть пересмотрены в пользу модернизации существующей системы, что подразумевает рост продаж сервисных услуг.

Существенно увеличивается «вес» ценового фактора при принятии решений о закупке и внедрении тех или иных систем, убежден Юрий Анисимов. По его мнению, наблюдается усиление позиций "гибких" производителей, готовых создавать и дорабатывать решения "под клиента", а также оказывать комплексную поддержку на всех этапах внедрения и эксплуатации. В этой связи Юрий Анисимов прогнозирует рост спроса на системы отечественного производства, поскольку решения крупных иностранных вендоров весьма дороги (особенно в условиях девальвации рубля), и не всегда учитывают специфику бизнеса российских заказчиков и требования местного законодательства.

Малый бизнес смотрит в сторону аутсорсинга  телефонных услуг и виртуальных АТС, считает заместитель генерального директора компании «Караван» Андрей Касьяненко. По его мнению, ИТ бюджеты не предусматривают инвестиции в модернизацию АТС и сконцентрированы на снижение эксплуатационных затрат и повышение эффективности обработки голосового трафика. В случаях, когда модернизация неизбежна, рассматриваются, как правило, более бюджетные АТС с поддержкой IP, считает эксперт.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS