Союз филателистов России: Почтовая марка никуда не исчезнет
Хотя почта как средство коммуникации постепенно отходит на второй план, филателия не исчезла – бум ее развития наблюдается сейчас в Азии. В России возрождением этого увлечения занимается Союз филателистов России (СФР). Его президент Александр Илюшин рассказал в интервью CNews о том, как сам пришел в филателию, как организована работа в Союзе филателистов и сотрудничество с ФГУП Издатцентр «Марка».
CNews: Александр Сергеевич, расскажите, как вы пришли в филателию, с чего началась ваша коллекция?
Александр Илюшин: Сколько я себя помню, а помню я себя с пяти лет довольно отчетливо, я всегда что-нибудь собирал. Предметами собирательства были спичечные этикетки, монеты, значки и, конечно же, почтовые марки. Наиболее активно собирательство началось с десяти лет, когда я учился в третьем классе. В те годы, в самом начале пятидесятых, почтовые марки собирали почти все школьники. Азартно менялись друг с другом, покупали на сэкономленные от школьных завтраков деньги и на деньги, полученные от родителей в подарок. Расклеивали их в альбомы для рисования или просто в школьные тетрадки.
Собственно к коллекционированию я пришел, когда стал учиться уже в пятом классе. Поскольку я стал заниматься в спортивной секции, то и выбранной темой стал спорт. Тогда же я начал активно переписываться со школьниками из Чехословакии, Польши, Албании и ГДР и обмениваться с ними марками.
Большое влияние на меня оказала филателистическая выставка, состоявшаяся в Москве в здании Главного почтамта, посвященная 100-летию первой русской почтовой марки. Тогда же в продаже появились 4 почтовых конверта с коммеморативными марками, оформленные художником А. Калашниковым. Они были столь привлекательными, что с момента их покупки я стал ревностным адептом коллекционирования цельных вещей.
В 1970 году я решил собирать только цельные вещи, ограничив круг своих интересов конвертами и почтовыми карточками СССР с оригинальными марками, художественными маркированными конвертами, оформленными А. Калашниковым, и цельные вещи Польской Народной Республики. В 1972 году вступил во Всесоюзное общество филателистов и стал посещать московские филателистические клубы. Эти посещения и знакомство с опытными коллекционерами, в первую очередь с О.В. Форафонтовым, В.М. Садовниковым, В.А. Якобсом и некоторыми другими, заметно повлияли на мои филателистические вкусы.
Особо надо сказать о моем «американском» опыте. Мне посчастливилось в 1974 году в числе 50 советских научных работников поехать на 10-месячную стажировку в США, где я смог познакомиться с американскими филателистами и даже вступить в Американское филателистическое общество. Так оказалось, что я стал в нем первым представителем СССР. А сейчас в нем уже десяток членов из России.
В США я смог приобрести небольшой набор цельных вещей Российской империи и с 1974 года стал не только коллекционировать их, но и изучать, все-таки навык исследовательской работы у меня был. Заметил отличия некоторых деталей. Года через четыре я напечатал заметку в журнале «Филателия СССР». Потом вторую, потом третью, открывая, может быть, для кого-то уже известные разновидности. Но нам-то они не были известны. Это длилось довольно долго. В конце концов, спустя полтора десятка лет, вместе с О.В. Форафонтовым мы издали специализированный каталог цельных вещей Российской империи.
Александр Илюшин: В марках будущего станут использовать новые полиграфические технологии
Участвовал я в филателистических выставках в СССР и за его пределами и даже получал награды разного, хотя и не очень высокого, достоинства, тем не менее, они доставили мне много радостных мгновений. Первый раз я участвовал во Всемирной выставке в Праге (1988 г.) с экспонатом «Почтовые карточки и секретки», который был организован очень простым способом. На 80 листах показал все вышедшие 20 почтовых карточек и примерно столько же секреток, при этом мне удалось внести и кое-что из своих разработок. Это позволило завоевать посеребренную медаль. Таким было начало... Спустя двадцать лет мне присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Румынии за экспонат, в котором была представлена разработка разновидностей только трех первых почтовых карточек Российской империи, изданных в 1872–1875 гг.
CNews: Вы стали президентом СФР в самые тяжелые годы для нашей филателии. Во многом благодаря вам в 1997 году была проведена первая Всемирная филателистическая выставка в России. Расскажите, как это было?
Александр Илюшин: В 1992 году нам удалось провести очень важный для дальнейшего развития СФР съезд. Он же, кстати, и заложил основы для проведения будущей всемирной выставки — первой такой в нашей стране. Думаю, нам доверили провести «Москву-97» потому, что учли богатый положительный опыт СФР в организации всевозможных выставок более низкого ранга. Было учтено и то, что даже в самое сложное время мы не оставляли работу по популяризации филателистических знаний. Свидетельство этому — недавние экспозиции «Литфила», представившие сотни экземпляров печатных изданий по филателии, появившихся в 1990-е и в 2000-е годы!
А в новое время я участвовал в создании и издании альманаха «Почтовые цельные вещи и почтовая история», восстанавливал на новом уровне выпуск сборника «Коллекционер», качество публикаций в которых сегодня вполне соответствует мировому уровню.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о работе Союза филателистов России: какие задачи ставит перед собой это объединение, каким видится Вам будущее филателии в нашей стране? Что еще нужно сделать на пути дальнейшего возрождения филателии в России?
Александр Илюшин: Мне очень приятно принимать активное участие в организации ежегодных всероссийских и региональных филателистических выставок, и могу отметить, что именно в последние годы резко улучшилось качество российских экспонатов на международных выставках, о чем свидетельствуют высокие оценки жюри и множество наград.
В советское время филателия была одной из немногих культурных и эстетических отдушин в жизни человека, куда он мог погрузиться, отвлекшись от окружающей действительности. Государство считало это увлечение полезным и прилагало усилия, чтобы сделать его массовым.
Такой массовости, как была тогда, нет и уже не будет. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века экономические передряги привели к тому, что основная масса людей занималась совершенно другими делами. Молодое же поколение не приходит к филателии просто потому, что марок не видит. Где Дворцы пионеров, кружки юных филателистов, марки в киосках «Роспечати»?
Поэтому Союз филателистов России видит свои главные задачи как в дальнейшем расширении и углублении выставочной работы на самом высоком уровне, так и в ее возрождении и развитии на всех уровнях — от всероссийского до районного и городского. В целом, я считаю, что предпосылки для возрождения филателии в нашей стране есть — важно лишь активно и настойчиво продолжать эту работу усилиями всех филателистов!
CNews: Работа ФГУП Издатцентр «Марка» и Союза филателистов России — это успешный союз, который существует не одно десятилетие. Какие перспективы, на ваш взгляд, у данного сотрудничества?
Александр Илюшин: Скажу коротко и конкретно: перспективы обнадеживающие. Свидетельством чему являются и рост авторитета СФР, и отечественной почтовой марки на международной арене, и заметное улучшение полиграфического качества и художественных достоинств новых знаков почтовой оплаты Российской Федерации. Будем продолжать!
CNews: Ежегодно ФГУП Издатцентр «Марка» проводит голосование за лучшую почтовую марку. Какой из выпусков 2013 года, на ваш взгляд, наиболее интересный и почему?
Александр Илюшин: На вопрос «Почему?» ответить очень легко, ведь почтовые выпуски ФГУП Издатцентр «Марка» всегда отличаются широтой тематики и оперативностью, традиционно сориентированы на реалии сегодняшней России, на ее богатую культуру и самобытную историю, на достижения ее народа.
Из выпусков 2013 года я с удовольствием отмечу серию «Всемирное культурное наследие. Исторический центр Санкт-Петербурга», серию «Декоративно-прикладное искусство. Платки», блок «1150 лет Смоленску» и, конечно же, различные выпуски марок и цельных вещей, приуроченных к Олимпиаде в Сочи.
CNews: Какой из выпусков 2014 года вы считаете наиболее запоминающимся? И почему?
Александр Илюшин: Эмиссионный год в самом разгаре. Но уже можно отметить чрезвычайно удачные выпуски «Флора России. Полевые цветы», блоки в честь открытия Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, совместный выпуск Российской Федерации и Республики Беларусь «70 лет освобождению России, Белоруссии и Украины от немецко-фашистских захватчиков» и блок к 250-летию основания Эрмитажа.
CNews: Александр Сергеевич, вы являетесь членом многих иностранных филателистических сообществ, ваши заслуги высоко оценены за рубежом. В частности, в прошлом году вам, первому из российских коллекционеров, было предоставлено право поставить свою подпись в «Свитке выдающихся филателистов» («Roll of distinguished philatelists») в Англии. Сегодня это право стало одной из наиболее ценных наград в мировом филателистическом сообществе. Расскажите, что вы чувствовали, когда подписывали свиток?
Александр Илюшин: Первая запись в «Свитке выдающихся филателистов» появилась уже в 1921 году. С тех пор в этом свитке красуются подписи более чем 250 выдающихся филателистов из четырех десятков стран мира. При этом первой в этом документе идет подпись короля Великобритании Георга V, который сам был известным филателистом. Внесение в «Roll of distinguished philatelists» является одной из наиболее известных и ценимых наград в мировом филателистическом сообществе. Признание твоих достижений мировым филателистическим сообществом не только лестно, но обязывает к дальнейшей работе. Поэтому мне не придется долго искать ответ на ваш вопрос: конечно же, я испытал и радость, и гордость — не только за себя, но и за нашу страну, за Союз филателистов России. Сам факт такого награждения — добрый знак для всего нашего филателистического движения.
CNews: На ваш взгляд, как будет выглядеть марка будущего? Будет ли расти интерес к коллекционированию почтовых марок?
Александр Илюшин: В век информационных технологий сама почта как средство коммуникации отходит на второй план, поэтому марки на конвертах сейчас встретишь редко. Сменились и интересы молодежи: мобильные телефоны, компьютеры, айпады и прочие гаджеты. Филателия в Европе и США стареет, а количество филателистов уменьшается. В Восточной и Юго-Восточной Азии, наоборот, наблюдается подъем. Например, Ассоциация китайских филателистов насчитывает сейчас более 2 миллионов человек. Поэтому практически все всемирные выставки проходят теперь в Азии. Вообще изменения в нашей жизни приводят к тому, что очень многие привычные для нас ранее сферы деятельности исчезают.
Однако, учитывая все сказанное, я думаю, что сама почтовая марка никуда не исчезнет. Конечно, даже если в будущем количество письменной корреспонденции станет стремиться к нулю, марки будут издавать для оставшихся коллекционеров. Да и ранее изданные никто не прекратит собирать, ведь даже современные выпуски со временем станут антикварными.
Наверное, в марках будущего как-то по-особенному станут использовать новые полиграфические технологии (что происходит уже сейчас). Но я надеюсь, что в большинстве своем марки недалеко отойдут от устоявшихся и всеми принятых традиций и останутся яркими и содержательными кусочками истории.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3887