Статья

Виктор Барилкин: Филателия стала элитным увлечением

Марка

Виктор Барилкин, заместитель генерального директора ФГУП «Гознак» по маркетингу и работе с государственными заказчиками, рассказал, о том, какие новые технологии применяются в изготовлении марок сегодня в России, над какими почтовыми миниатюрами было интереснее всего работать, а также какие перспективы есть у сотрудничества с ФГУП «Гознак».

CNews: За время сотрудничества ФГУП «Гознак» и ФГУП Издатцентр «Марка» в тираж было выпущено колоссальное количество почтовых миниатюр. Какие выпуски последних 5 лет вы могли бы отметить? Над чем было особенно интересно работать?

Виктор Барилкин: В последние годы в Российской Федерации издано немало интересных почтовых миниатюр, которые не только украсили альбомы коллекционеров, но и были по достоинству оценены мировым филателистическим сообществом. Могу назвать, например, марку «Визит в Россию», которая, без преувеличения, покорила Европу в 2012 году, почтовые блоки 2011 года «Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», 2012 года «Троице-Сергиева лавра», «400 лет восстановлению единства Российского государства», серии марок 2013 года «Шишки хвойных деревьев и кустарников», «Морской флот России» и, разумеется, весь набор знаков почтовой оплаты, посвященных в 2011–2014 годах XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи.

Могу сказать так: не бывает неинтересных марок, если к работе над ними всегда относиться с душой. Тем не менее, конечно же, особенный интерес вызывает подготовка тех выпусков, которые, так сказать, идут в ногу со временем — марок на самоклеящейся бумаге, марок и блоков с частичной лакировкой, блоков с фигурной вырубкой. Такие выпуски всегда вызывают повышенное и совершенно оправданное внимание.

CNews: Время не стоит на месте, технологии производства филателистической продукции постоянно развиваются. В 2003 году впервые в нашей стране были изготовлены ароматизированные марки. В 2012 году — первый в России тираж почтовых марок с двухмерным QR-кодом. Какую роль в деятельности ФГУП «Гознак» вы уделяете инновациям? И какие достижения в этом направлении хотели бы особо отметить?

Виктор Барилкин: ФГУП «Гознак» всегда находится в курсе всех технологических новинок, появляющихся в индустрии производства знаков почтовой оплаты. Поэтому кроме названных в вопросе не могу не отметить, например, издание Пятого стандарта России с несколькими степенями защиты, в том числе печатью иридисцентной краской, микрошрифтом, с фигурной перфорацией. Столь же примечателен и великолепный по художественному решению Шестой выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации, содержащий марки на самоклеящейся бумаге с фигурной вырубкой и другими степенями защиты. Также хочу отметить блок 2008 года к 190-летию Гознака с конгревным тиснением и золотой фольгой; несколько буклетов с марочными листами, изданных в последние годы; замечательные олимпийские блоки с изображением медалей Игр в Сочи.

CNews: Работа ФГУП Издатцентр «Марка» и ФГУП «Гознак» — это успешный союз, который существует не одно десятилетие. Какие перспективы, на ваш взгляд, у данного сотрудничества?

Виктор Барилкин: Думаю, что на этот вопрос я частично ответил и выше: конечно же, благодаря такому сотрудничеству мы будем продолжать отслеживать все художественные и технологические новинки, продолжать поиск нового в деле издания знаков почтовой оплаты и совместно сумеем изготовить большое количество интереснейших марок и блоков.

CNews: Ежегодно ФГУП Издатцентр «Марка» проводит голосование за лучшую почтовую марку. Какой из выпусков 2013 года, на ваш взгляд, наиболее интересный и почему?

Виктор Барилкин: Мне известны результаты голосования, проводившегося Издатцентром «Марка». И в большой степени мне хочется согласиться с ними: думаю, что почтовые марки серий «Флора России. Шишки хвойных деревьев и кустарников», «Декоративно-прикладное искусство России. Платки» и «Всемирное культурное наследие России. Исторический центр Санкт-Петербурга», отмеченные респондентами этого опроса действительно являются одними из лучших в 2013 году. Но, кроме того, хотел бы отметить в ряду наиболее удачных также блок «Всемирное природное наследие России. Убсунурская котловина», примечательный печатью трафаретным лаком; блок «1025 лет Крещению Руси»; серию самоклеек «С Новым годом! Талисманы Зимних игр 2014 года в г. Сочи»; серию блоков «Легенды спорта». Во всех названных выпусках очень удачно сочетаются присущая маркам нашей страны информативность, свежее художественное решение и отличная полиграфия.

CNews: ФГУП «Гознак» и ФГУП Издатцентр «Марка», ежегодно выпуская миллионы экземпляров почтовых марок, вносят в развитие филателии большой вклад. На ваш взгляд, каково будущее у мира филателии?

Виктор Барилкин: Конечно, филателия в последние десятилетия сильно изменилась и в России, и во всем мире. Прежде всего, по разным причинам отошла на второй план ее массовая составляющая — повсеместно уменьшилось число коллекционеров, увлечение стало, так сказать, более элитным. Но это никак не должно настраивать на пессимистический лад: новые люди приходят в филателию, и думаю, что после прохождения точки определенного спада филателия снова пойдет на подъем. Уже сейчас в России наблюдается рост продаж художественных почтовых марок, в чем также состоит залог будущего успеха.