Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Рынок КПК: устройства, от которых пока не избавиться

Рынок КПК: устройства, от которых пока не избавиться

Прошедший год для рынка карманных компьютеров не стал столь переломным, как предыдущий, но тоже выдался непростым. Динамика рынка в целом подчинялась общим рыночным закономерностям — относительный застой в первом полугодии и резкий рост во втором, с отчетливым пиком в конце года. Несмотря на то, что рынку КПК изначально присуща сильная зависимость от сезонных колебаний, в 2003 г. на динамику его развития наложилась также активность многих игроков рынка, пропагандировавших «мобильный образ жизни». Повышенный интерес к сегменту мобильных систем, обуславливаемый, прежде всего технологическим прессингом со стороны Intel и производителей ноутбуков, привлек и к КПК внимание новых пользователей. Впрочем, нельзя сказать, что рассматривая вопрос о покупке портативного ПК и выбирая между ноутбуком и КПК, пользователи отдали предпочтение последнему, намного чаще вопрос ставится иначе — «и КПК и ноутбук».

Структура продаж с динамикой за год по кварталам

Как и в 2002 г. российский рынок КПК развивался намного более динамично и в целом более успешно, нежели мировой рынок карманных компьютеров, который второй год подряд демонстрирует отрицательный прирост. В количественном выражении тенденции развития мобильного сектора лучше всего иллюстрирует диаграмма ниже. Всего, согласно уточненным оценкам группы SmartMarketing, в 2003 г., объем продаж КПК всех платформ и моделей составил 116 780 тыс. штук. Как легко заметить, рост объемов продаж в 2003 г. по сравнению с 2002 г. по итогам года составил 30%, причем в конце года (IV квартал) рост объемов продаж достиг 45% (динамика продаж оставалась положительной в течение всего года).

Динамика продаж КПК в России в 2003 году

Динамика продаж КПК в России в 2003 году

Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях игроков. Рыночная доля PocketPC выросла до 40% (с 33% по итогам 2002 г.), доля PalmOS снизилась до 52% (с 61% в 2002 г.), Symbian — выросла до 6% (с 5%), доля остальных платформ возросла до 2% (с 1%). Абсолютные объемы продаж возросли во всех сегментах, что позволяет говорить о значительном развитии рынка.

Динамика долей программных платформ на рынке КПК России, 2003 г.

Динамика долей программных платформ на рынке КПК России, 2003 г.

Windows Mobile 2003

По итогам года доля рынка устройств на базе PocketPC значительно увеличилась (с 33% в 2002 г. до 40% в 2003 г.), в середине года отмечен резкий рост рыночной доли который позволил PocketPC потеснить конкурентов, несмотря на некоторое снижение тренда относительной поквартальной годовой динамики (31,5% в 1 квартале 2003 г, 30,7%, — во втором, 50,0% — в третьем и 49,0% в четвертом). При этом, как легко видеть на диаграмме, абсолютная динамика изменения объемов продаж оставалась положительной. В сегменте PocketPC доминирующей тенденцией остался бурный рост сектора моделей среднего уровня. По итогам 2003 г. наибольшая доля рынка принадлежит компании Rover Computers (36,2% рынка в сегменте PocketPC), на втором месте — HP (33,3%), на третьем — Dell (11,9%). Рыночной позиции компании HP повредил негативный тренд первого полугодия, который компании не удалось полностью компенсировать после выпуска ряда популярных моделей (прежде всего HP iPAQ 2210). Что интересно, марка Dell, которая на мировом рынке сумела очень быстро занять значимое место и сыграла роль «катализатора» процесса снижения цен, в России не сумела составить столь же сильную конкуренцию не только своим естественным соперникам на мировом рынке, но и локальным вендорам, оставаясь на 3–4 месте в течение всего года.

Позиции поставщиков на рынке КПК с ОС Windows, по кварталам 2003 г.

Позиции поставщиков на рынке КПК с ОС Windows, по кварталам 2003 г.

Также следует отметить значительный рост «серого» канала продаж КПК, как со стороны традиционных «серых» поставщиков, так и появление новых игроков (здесь также следует отметить, что наиболее тяжелая ситуация сложилась в секторе марки HP, где по итогам IV квартала, согласно оценкам группы SmartMarketing, доля игроков сектора gray market составила более 50%).

Palm OS

Следует отметить негативный тренд в секторе PalmOS (при общем увеличении объема продаж в абсолютном выражении), во втором полугодии потерявшей заметную долю рынка, уступив ее PocketPC (падение с 61% в 2002 г. до 52% в 2003 г).

Позиции поставщиков на рынке КПК с ОС Palm, по кварталам 2003 г.

Позиции поставщиков на рынке КПК с ОС Palm, по кварталам 2003 г.

Хотя во второй половине года наметился некоторый подъем, связанный модернизацией модельных рядов производителей, PalmOS не удалось переломить восходящие тенденции платформы PocketPC. Наихудшим стал III квартал 2003 г., когда рыночная доля платформы PalmOS снизилась до 41,8% (с 62,2% во II квартале). В четвертом PalmOS удалось стабилизировать ситуацию, снизив темпы падения доли рынка (с долей рынка в IV квартале 39,3%).

Symbian OS

В секторе Symbian отмечается незначительный рост рыночной доли (с 5% за 2002 г. до 6% — за 2003), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении.

Позиции поставщиков на рынке КПК с ОС Symbian, по кварталам 2003 г.

Позиции поставщиков на рынке КПК с ОС Symbian, по кварталам 2003 г.

Следует также отметить положительную квартальную динамику развития рынка устройств платформы Symbian в течение всего 2003 года (3,5% — в I квартале 2003 г., 5,4% — во II квартале 2003 г., 5,8% — в III квартале 2003 г., 8,5% — в IV квартале 2003 г.). Резкий рост доли рынка в IV квартале 2003 г. обусловлен прежде всего активностью производителей в обновлении модельных рядов.

Другие платформы

В секторе «Другие платформы» наиболее активно развивалась платформа Linux, прежде всего модель Sharp Zaurus. По итогам года, на долю этого сегмента пришлось 2% (по сравнению с 1% в 2002 г.), при положительной квартальной динамике (0,7% — в I квартале 2003 г., 1,8%- во II квартале 2003 г., 2,4% — в III квартале 2003 г., 3,2% — в IV квартале 2003 г.). Наиболее весомый вклад в общую рыночную долю сегмента внесли устройства серии «Эктако» Language Teacher.

Позиции поставщиков на рынке КПК в сегменте «Другие платформы», по кварталам 2003 г.

Позиции поставщиков на рынке КПК в сегменте «Другие платформы», по кварталам 2003 г.

Кроме того, нельзя не отметить заметный рост платформы J2ME, которая используется в некоторых моделях сотовых телефонов, формально, уже способных быть отнесенными к категории КПК, но поскольку они остаются за рамками этого исследования, показатели этого сегмента не включены в данный обзор (с ними можно ознакомиться в специальном отчете «J2ME: итоги 2003 г.»).

Хроника продаж КПК в России

1 квартал. В течение первого квартала 2003 г., согласно оценкам группы SmartMarketing, объем продаж КПК всех платформ и моделей составил 31290 тыс. штук. Рост объемов продаж в 2003 г. по сравнению с 2002 г. по итогам этого квартала составил 16%, что связано как с общим ростом рыночного сегмента, так и с активностью компании Rover Computers в предыдущем, IV квартале 2002 г.

В секторе устройств Pocket PC/Windows Mobile 2003 доля рынка возросла до 31,5% (с 24,8% в I квартале 2002 г.). При этом, как легко видеть на диаграмме, абсолютная динамика изменения объемов продаж оставалась положительной. Основные объемы продаж в тот момент приходились на устройства в ценовой нише до 400 долл., наибольшая доля рынка принадлежала компании Rover Computers (32,7%), второе место по итогам I квартала занимала компания HP (28,0%), третье — Dell (9,2%).

В сегменте Palm OS по итогам I кв. 23003 г. был отмечен некоторый спад (при оценке относительных показателей). Рыночная доля устройств на базе этой платформы составила 64,3% (против 66,9%), что обуславливалось как повышенной активностью конкурентов, так и образованием отложенного спроса — в начале года производители КПК на базе Palm OS традиционно объявляют новые модели, в силу чего многие пользователи предпочитают отложить покупку до того момента, когда они появятся в широкой продаже в России (а это происходит обычно к концу I или началу II кварталов). Наибольшая доля рынка принадлежала компании Palm (54,5%), достаточно заметно опережая компанию Sony (45,5%).

В секторе Symbian отмечался значительный спад, рыночная доля платформы снизилась с 6% за 2002 г. до 3,5% — за 2003), при росте продаж в абсолютном выражении. Причины, с которыми связано падение, также обусловлены отложенным спросом, а кроме того, окончательным уходом с рынка устройств компании Psion и клонов.

В секторе «Другие платформы» также отмечалось падение с 2,3% в I квартале 2002 г. до 0,7% в I квартале 2003 г., что однако не может быть основанием для каких-либо выводов, поскольку этот сегмент по природе своей достаточно нестабилен.

2 квартал. Второй квартал 2003 г. не преподнес каких-либо существенных сюрпризов, рыночная ситуация практически повторил аналогичную картину 2002 г (за исключением изменения абсолютных показателей). В течение этого квартала, согласно оценкам группы SmartMarketing, объем продаж КПК всех платформ и моделей составил 20750 тыс. штук, что вполне укладывается в общие тенденции развития рынка. Рост объемов продаж в 2003 г. по сравнению с 2002 г. по итогам этого квартала составил 17%, при общем росте объемов продаж КПК. Следует отметить, что по итогам первого и второго кварталов отмечался очень сильный негативный тренд в отношении развития рынка марки HP, что было обусловлено прежде всего продолжавшейся на тот момент перестройкой каналов сбыта и фактическим отсутствие новых моделей. Также необходимо упомянуть. что II квартал 2003 г. ознаменовался анонсами новой программной платформы — Windows Mobile 2003, что создало предпосылки для образования отложенного спроса, впоследствии сыгравшего главную роль в «рывке», который сделал рынок КПК во второй половине года.

В связи с упомянутыми выше обстоятельствами, выглядит вполне закономерным и естественным снижение рыночной доли платформы PocketPC. В секторе устройств Pocket PC/Windows Mobile 2003 доля рынка по итогам II квартала составила 30,7%, что незначительно, но меньше, по сравнению с первым кварталом и примерно соответствует показателям аналогичного периода 2002 г. (29,8% в I квартале 2002 г.). На рынке в течение второго квартала доминировала продукция компания Rover Computers (40,6%), второе место по итогам I квартала занимала компания HP (19,3%), третье — Dell (17,0%).

В сегменте Palm OS по итогам II кв. 23003 г. также был отмечен некоторый спад, рыночная доля устройств на базе этой платформы составила 62,2% (против 62,3% во II квартале 2002 г.), что связано с ожиданиями потребителей, которые значительную долю времени (месяц--два) ожидали появления в каналах поставки анонсированных ранее производителями моделей. Также следует отметить продолжение экспериментов со стороны компании Palm по выпуску недорогих, урезанных по функциональности, моделей, хотя в 2003 г. этот фактор не проявлялся так заметно, как в 2002 г. Незначительные колебания долей рынка между двумя основными производителями КПК на базе Palm Operating System (Palm — 57,2%, Sony — 42,8% по итогам II квартала) обусловлены естественными причинами и оснований для каких-либо оценок не дают.

Снижение рыночной доли конкурентов, помимо уже упомянутых причин, также было обусловлено ростом популярности устройств на базе Symbian. Хотя по сравнению с 2002 г. рыночная доля платформы не восстановилась (5,4% в II квартале 2003 г. против 5,8% во II квартале 2002 г.), была отмечена положительная тенденция, рынок Symbian к концу второго полугодия вырос до уже приведенных 5,4% с 3,5% в I квартале 2003 г. Основой для роста стали прежде всего активность производителей устройств и тенденции к увеличению популярности смартфонов как таковых (все устройства, предлагаемые на базе платформы Symbian относятся к категории смартфонов). Распределение долей рынка между двумя ведущими игроками показывает доминирование устройств марки Nokia (73,2%) над основным соперником, SonyEricsson (25,9%). Незначительная доля рынка у марки Psion (0,9%) обусловлена незначительными поставками поставщиков «серого» рынка.

Аналогичная ситуация отмечалась и в секторе «Другие платформы». При некотором спаде в годовой динамике (с 2,1% во II квартале 2002 г. до 1,8% во II квартале 2003 г.), сравнивая показатели квартальной динамики легко заметить рост (с 0,7% I квартале 2003 г. до 1,8% во II квартале 2003 г.). Причиной изменения тенденция развития этого сегмента следует признать появление и появление некоторого спроса на устройства, основанные на базе платформы Linux, прежде всего Sharp Zaurus).

3 квартал. 2003 г. стал переломным. Согласно оценкам группы SmartMarketing, за третий квартал рынок вырос почти в два раза (39370 шт. за III квартал 2003 г. против 20750 во II квартале 2003 г.) как в квартальной динамике, так и при сравнении по годам (39370 шт. за III квартал 2003 г. против 23730 в III квартале 2003 г.). Выросли практически все сегменты, что позволяет считать эту тенденцию не следствием каких-либо локальных событий, а систематической тенденцией.

Несмотря на отмеченную особенность развития рынка КПК в III квартале 2003 г., нельзя отрицать и положительного влияния таких факторов, как появление новых модельных рядов, основанных на новой платформе в сегменте PocketPC. Здесь доля рынка по итогам III квартала составила 43,9%, заметно потеснив соперников (для сравнения, напомним доля рынка PocketPC в II квартале 2003 г. составила 30,7%). Вместе с тем, ситуация в целом также укладывается в общие тенденции развития рынка (аналогичная картина, хотя и несколько меньших масштабов, отмечалась и в 2002 г., когда за этот же период доля рынка PocketPC увеличилась с 29,8% во II квартале 2002 г. до 37,1% в III квартале 2002 г.), что также соответствует предположению о систематическом характере тренда. В течение третьего квартала также произошли изменения в расстановке сил на рынке — доминировала продукция компании HP (33,6%), потеснившая марку Rover Computers (32,0%), пусть и незначительно, третье место разделили Dell и Fujitsu Siemens Computers (по 10,7%).

В сегменте Palm OS по итогам III кв. 23003 г. отмечен спад, рыночная доля устройств на базе этой платформы впервые снизилась до показателя менее 50%, причем падение проявляется и в годовой динамике (49,6% в III квартале 2003 г. против 62,3% во II квартале 2003 г. и 59,1% — в III квартале 2002 г.). Негативный тренд связан прежде всего с ослаблением конкурентоспособности Palm OS вследствие как организационных, так и технических проблем, приведших к снижению активности производителей некоторому сужению товарного предложения. Негативный тренд затронул прежде всего компанию Sony (доля которой снизилась с 42,8% во II квартале 2003 г. до 34,2% в III квартале 2003 г), которая не имеет официального канала по КПК в России и сильно зависит от нестабильных рыночных факторов. Доля марки Palm, имеющей стабильную поддержку в каналах, в результате возросла до 65,8% в III квартале 2003 г., даже несмотря на паузы в поставках новых моделей.

Растущая популярность платформы PocketPC также обусловила некоторый спад с секторе Symbian. По сравнению с II кварталом 2003 г. рыночная доля платформы снизилась (4,6% во III квартале 2003 г. против 5,4% в II квартале 2003 г.), впрочем аналогичная тенденция была отмечена и в 2002 г. (3,2% в III квартале 2002 г.), так, что ее можно рассматривать как типичный сезонный спад (корректнее будет говорить не о спаде, а о замедлении темпов роста, повлекших за собой снижение рыночной доли к концу рассматриваемого периода). Распределение долей рынка между двумя ведущими игроками позволяет отметить некоторый рост рыночной доли марки SonyEricsson (29,3% в III квартале 2003 г. против 25,9% во II квартале 2003г.), хотя в целом по-прежнему доминировала марка Nokia (70,7% в III квартале 2003 г.).

В секторе «Другие платформы» сохранялась стабильность. При значительном росте в годовой динамике (с 0,7% в III квартале 2002 г. до 1,9% в III квартале 2003 г.), отмечался и небольшой рост в квартальной динамике (с 1,8% во II квартале 2003 г. до 1,9% в III квартале 2003 г.). Такие незначительные колебания можно было бы рассматривать как незначащие, однако не следует забывать, что в абсолютном выражении эта цифра означает рост более, чем в четыре раза! Как и в предыдущем квартале, поводом к столь радостным для этого сектора изменениям стал рост популярности КПК на базе операционной платформы Linux, прежде всего Sharp Zaurus.

4 квартал. 2003 г. стал рекордным по объему продаж. Согласно оценкам группы SmartMarketing, в течение этого квартала рынок вырос на 51%, объем продаж в IV квартале 2003 г. составил 52980 шт. (против 25745 в IV квартале 2002 г.), как в годовом разрезе, так и в квартальном (39370 шт. за III квартал 2003 г. против 52980 в IV квартале 2003 г.). Основной причиной роста рынка в этот период стали как сезонные факторы (прежде всего), так и продолжающаяся активность производителей, обусловившей увеличение разнообразия модельных рядов.

Доля рынка платформы PocketPC по итогам IV квартала продолжала расти, к завершению квартала составив 46,2% и продолжая теснить другие платформы (для сравнения, напомним доля рынка PocketPC в III квартале 2003 г. составила 43,9%). Рост также заметен при сравнении с показателями рыночной доли предыдущего года, в IV квартале 2002 г. доля рынка PocketPC составляла 38,7%. Хотя в 2003 г. платформе PocketPC не удалось перейти порог в 50% рынка, восходящий тренд позволяет прогнозировать что при условии отсутствия текущей ситуации в данном сегменте, это произойдет во II-III квартале 2004 г. с вероятностью около 90%. В течение третьего квартала снова изменилась расстановка сил в этом секторе — доминировала продукция компании Rover Computers (34,1%), хотя и с незначительным перевесом над HP (33,5%), что фактически определяется возможностями ценовой ниши, в которой работает Rover Computers, на третьем месте ((10,5%) оказалась компания Dell.

В сегменте Palm OS по итогам IV квартала 2003 г. продолжался спад, рыночная доля устройств на базе этой платформы снизилась до показателя 43,4% как в годовой динамике (49,6% в IV квартале 2003 г. против 43,4% в III квартале 2003 г. и 57,5% — в IV квартале 2002 г.). Спад произошел несмотря на активизацию производителей, анонсов и фактического появления ряда новых и достаточно интересных моделей (Palm Tungsten T3 и Sony CLIE UX-40 и UX-50). Фактически, платформа Palm не сумела воспользоваться традиционным ростом покупательской активности в конце года. Забегая вперед, отметим, что отмеченные выше фактору, согласно предварительным оценкам, одновременно создали предпосылки для реванша платформы Palm в начале 2004 г. Как и в предыдущем квартале, негативный тренд затронул прежде всего компанию Sony (доля которой снизилась с 34,2% в III квартале 2003 г. до 32,6% в IV квартале 2003 г), марки Palm нарастила свою долю рынка в данном сегменте до 67,4% в IV квартале 2003 г., но проблемы логистического характера также негативно повлияли на темпы развития сегмента.

В секторе Symbian был отмечен бурный рост, обусловленный как увеличением товаропредложения, так и продолжающимся ростом популярности устройств класса смартфонов. По сравнению с III кварталом 2003 г. рыночная доля платформы увеличилась (7,6% в IV квартале 2003 г. против 4,6% в III квартале 2003 г.), что резко контрастирует с показателями 2002 г. (3,0% в IV квартале 2002 г. с негативным квартальным трендом за тот же период). О причинах такого изменения ситуации мы уже сказали выше. Распределение долей рынка между двумя ведущими игроками позволяет отметить значительный рост рыночной доли марки SonyEricsson (46,3% в IV квартале 2003 г. против 29,3% во III квартале 2003г.), обуславливаемый не столько появлением модели SonyEricsson P900, вызвавшей заметное снижение средней цены на предыдущую модель (SonyEricsson P800, ей принадлежит 87,3% рынка в данном сегменте). Несмотря на продолжающееся доминирование марки Nokia (53,8% в IV квартале 2003 г.), негативный тренд в ее отношении позволяет сделать вывод о снижении усилий компании в этом секторе, обусловившем недостаток радикально новых моделей (единственное исключение — Nokia N-Gage, старт которой, однако, тоже следует признать неудачным) что чрезвычайно важно для этого класса устройств.

В секторе «Другие платформы» отмечался продолжающийся рост как в годовой динамике (с 0,8% в IV квартале 2002 г. до 2,8% в IV квартале 2003 г.), так и в квартальной динамике (с 1,9% в III квартале 2003 г. до 2,8% в IV квартале 2003 г.). В отличие от предыдущего квартала, причиной увеличения рыночной доли данного сегмента стали не только устройства на базе платформы Linux (19,8% в IV квартале 2003г.), но и другие платформы, которые мы учитываем в данном сегменте (прежде всего, «электронные переводчики» (39,6% в IV квартале 2003 г.) компании «Эктако» старших моделей).

Перспективы развития рынка КПК

С нашей точки зрения, период, на которой можно с достаточной долей уверенности экстраполировать существующие тенденции развития рынка в количественном отношении, для столь динамичного сектора, как рынок карманных компьютеров, ограничен двумя кварталами (хотя отдельные предположения, слабо связанные с количественными оценками, могут охватывать и большие промежутки времени).

С нашей точки зрения, в течение первого полугодия 2004 г. можно рассчитывать не только на сохранение темпов роста, типичных для рынка КПК в начале года (15–18% в квартал), но и на некоторое (незначительное) их увеличение. Основания предполагать рост темпов развития дают несколько факторов:

  • Выход в данный сегмент крупных специализированных розничных сетей;
  • Реализация технологического задела в сегменте Palm OS;
  • Развитие проектного сегмента рынка КПК;
  • Рост вторичного рынка, рынков услуг и ПО;
  • Снижение ценовых порогов для всех платформ.

Наглядный пример действия первого фактора дает недавнее объявление о выходе на рынок КПК компании «Диксис», одного из крупнейших дистрибьюторов в секторе мобильной связи («Диксис» объявил о начале продаж КПК Rover Computers, HP, Dell, а также аксессуаров). Есть основания полагать, что шаг «Диксис» заставит задуматься о данном сегменте и другие дистрибьюторские компании, но разумеется, формы их выхода в данный сегмент могут быть самыми разными. Учитывая мощность розничной сети «Диксис», при среднеоптимистичной оценке развития событий, можно полагать, что уже в первой половине года он войдет в «большую тройку» игроков рынка КПК.

Упомянутый в оценке ситуации IV квартале 2003 г. в сегменте Palm OS негативный тренд в значительной мере был обусловлен разработкой новых технологических решений. Наиболее очевидные примеры такого рода — появление на рынке клавиатурных моделей Sony CLIE UX-40 и UX-50, анонс моделей Palm с поддержкой Wi-Fi (той же Sony, поскольку у Palm такая модель уже существует), анонс недорогих моделей со средствами подключения к Bluetooth, а также ожидаемый выпуск устройств на базе новой версии операционной платформы данных КПК — Palm OS 6.0. На фоне традиционной для начала года маркетинговой вялости игроков сектора Windows Mobile, все это создает предпосылки к существенному росту рыночной доли сектора Palm как в ближайшем будущем, так и в долговременной (на 2004 год) перспективе.

Корпоративный рынок также начинает всерьез исследовать возможности применения КПК. Первые попытки использовать их наблюдались уже с 2001 г., но к началу 2004 г. началось внедрение как пилотных, так и полномасштабных проектов автоматизации деятельности предприятий на базе карманных компьютеров. В данном сегменте по разным оценкам КПК используются прежде всего как основа для систем автоматизации мобильной торговли (см. например, недавние анонсы компании «Системные технологии»), управления складом (R-Style, совместно с GalaxyTeklogix), мобильного сбора и доступа к информации (Quarta Technologies, «Астрософт»), управления отношениями с клиентами (Antares Software) и др. Давать какие-либо количественные оценки в проектном секторе крайне сложно, учитывая циклический характер его развития, но согласно нашим оценкам, к концу года он может составить до 15% рынка КПК в целом (в натуральном выражении, в денежном выражении его доля будет весомее, учитывая, что в данном случае, основная стоимость проекта приходится на разработки и интеграцию, а не на КПК как таковые).

Рост вторичного рынка и сферы услуг, связанных с КПК тесно переплетается с предыдущими факторами. В 2003 г. получили развитие проекты по созданию российских брэндов аксессуаров для КПК (PocketNature), активизировался процесс роста продаж аксессуаров мировых производителей (в частности, Belkin Devices, Brando). К этой же категории можно отнести планы уже упоминавшейся компании «Диксис» по предоставлению в сети розничных салонов платных услуг по настройке и техническому сопровождению КПК, увеличение количества сайтов, посвященных этим устройствам, включая запуск таких сервисов, как, например, специализированная поисковая система (www.pdanewscollector.ru), начало «коробочных» проектов со стороны существующих разработчиков ПО для мобильных устройств (Paragon Software) и выхода в этот сектор других производителей ПО (ABBYY, PROMT). Все это возможно только при преодолении некоторой критической массы пользователей, что и можно констатировать по итогам 2003 г., а как следствие, в дальнейшем эти факторы будут создавать положительную обратную связь. также стимулирующую развитие рынка.

Согласно нашим оценкам, по итогам 2003 г. наибольший объем продаж пришелся на устройства ценовой ниши 230–280 долл., что несколько выше, чем можно было бы ожидать исходя из тенденций предшествующего, 2002 г. и обусловлено прежде всего незначительной активностью вендоров в разработке и производстве низкобюджетных моделей. В долговременной перспективе (по итогам года) фокус сместится в более низку нишу (согласно нашим прогнозам, 190–250 долл.), кроме итого, не исключено, что в конце года, в возможно и ранее, состав ценовой структуры рынка придется пересмотреть. Вместе с тем, мы полагаем, что (с вероятностью около 71%) в первой половине текущего года начнется процесс снижения цен, обусловленный пересмотром структуры модельных рядов большинства производителей.

Методологическое обеспечение исследования

С точки зрения методологии, в самой процедуре исследования рынков (независимо от их особенностей) сложно найти нечто нетривиальное. Методологические разработки, используемые при исследовании несложившихся, динамичных рынков, с большим количеством игроков, существенными сезонными колебаниями и зависимостью от технологической ситуации данном сегменте, должны быть направлены прежде всего на совершенствование механизмов и приемов сбора первичной информации.

По возможности мы стремились придерживаться общепринятых методик, насколько это возможно, хотя и использовали ряд собственных методологических приемов, позволяющих с высокой степенью точности определять количественные показатели, характеризующие рынок КПК, особенно в отношении неофициальных каналов продаж. Уместно будет отметить, что «мощность» канала неофициальных поставок нередко недооценивается, и привлечение собственных know-how было закономерно обусловлено необходимостью максимально снизить возможные погрешности. В итоге, точность оценок, приведенных в данном исследовании можно принять как 2,8–12,5%, в зависимости от конкретного сегмента и его характеристик (количества игроков, структурированности канала поставок, сезонных факторов, доли «большой пятерки», при наличии таковой и пр.). Отметим также, что мы, как правило, избегаем термина «серый» рынок, имеющего излишнюю идеологическую нагрузку, придерживаясь более корректного с нашей точки зрения определения «стихийный» как более полно характеризующего суть и причины наблюдаемого явления.

SmartMarketing / Специально для CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS