Обзор подготовлен

версия для печати
Страхование: между IPO и ВТО

Страхование: между IPO и ВТО

Ужесточение законодательства и обострение конкуренции подталкивают российских страховщиков к дополнительному усилению бизнеса через три основных канала - слияния и поглощения, прямую продажу иностранцам, а также первичный выход на биржевые площадки (IPO). Правда, последний пока остается скорее предметом раздумий и планов. А установка на привлечение иностранного капитала, там, где она окажется успешной, вероятно, укрепит российский страховой сектор перед вступлением в ВТО.

В 2007 году рынок страхования развивался с традиционно высокими темпами, несмотря на вступление в силу изменений в законодательстве ужесточающих требования к страховым компаниям по минимальной величине уставного капитала. По данным ФССН за 2007 году объём собранных премий вырос на 27,1% (в 2006 на 23,2%) и по итогам года достиг 776,0 млрд руб. Рост выплат составил 36,6% (в 2006 году - 26,7%), а их совокупный объем на конец года достиг 481,9 млрд руб., что составляет 62% от объема премий.

В 2007 году в страховом секторе продолжилась игра на выбывание. Если на 1 января 2007 года ФССН было зарегистрировано 912 страховых организаций (на 29 организаций меньше, чем годом ранее), то на 31.12.2007 в едином государственном реестре субъектов страхового дела осталось лишь 857 страховых организаций. Таким образом, за истекший год с рынка ушли ещё 55 организаций.

Основной причиной, безусловно, следует считать уже упомянутые изменения в законодательстве - по новой редакции закона о страховом деле с 1 июля 2007 года минимальный уставной капитал страховых компаний, оказывающих услуги по имущественному, личному страхованию и страхованию ответственности, должен составлять не менее 30 млн руб.; компаний, специализирующихся на долгосрочном накопительном страховании жизни — не менее 60 млн руб., а компаний, занимающихся перестрахованием — не менее 120 млн руб. Это и послужило основной причиной ухода с рынка многих страховых компаний, а также изменением в их специализации, например, за счёт отказа от предоставления услуг по страхованию жизни.

Премии (взносы) и выплаты по видам страхования (в динамике)

Виды страховой деятельности Страховые премии, млн.руб Рост, % Страховые выплаты, млн.руб. Рост, %
1 кв. 2008 г. 1 кв. 2007 г. 1 кв. 2008 г. 1 кв. 2007 г.
Добровольное страхование, всего: 126 071,7 107 385,0 117,4 37 653,6 28 496,1 132,1
в том числе:
страхование жизни 3 928,9 4 652,4 84,4 1 760,4 1 847,5 95,3
личное (кроме страхования жизни) 43 940,7 37 056,0 118,6 11 052,8 9 372,3 117,9
имущественное страхование (кроме страхования ответственности) 72 600,6 59 923,2 121,2 24 256,2 16 920,1 143,4
страхование ответственности 5 601,5 5 753,4 97,4 584,2 356,2 164,0
Обязательное страхование, всего: 102 304,6 82 633,0 123,8 88 851,6 69 649,7 127,6
в том числе: 
личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) 111,1 114,4 97,1 0,4 0,9 44,4
страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств 16 958,2 15 155,2 111,9 11 036,9 8 601,7 128,3
обязательное медицинское страхование 78 820,5 61 501,8 128,2 76 436,2 59 988,1 127,4
Итого: 228 376,3 190 018,0 120,2 126 505,2 98 145,8 128,9

Источник: ФССН 2008

По данным за I  квартал 2008 года рост страховых премий составил 20,2% к соответствующему периоду прошлого года, а страховых выплат - соответственно, 28,9%. Объем премий достиг 228,4 млрд руб, объем выплат — 126,5 млрд руб. По итогам I квартала сократились (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) страховые сборы по добровольному страхованию ответственности (-2,6%), страхованию жизни (-15,6%) и личному страхованию пассажиров (-2,9%). При этом по добровольному страхованию ответственности выплаты, анпротив, выросли на значительную величину (+64%).

Самыми большими статьями расходов остались добровольное имущественное страхование (72,6 млрд.руб.), добровольное личное страхование (43,9 млрд.руб.) и обязательное медицинское страхование (78,8 млрд.руб.).

Три фактора развития

Следует отметить как минимум три особенности в развитии страхового сектора. Первое — в целом темпы роста премий ниже, чем темпы роста выплат. В I квартале 2007 года прирост выплат к I кварталу прошлого года составил +28,9%, а премий +20,2%.

Второе — 45% страхового рынка создается за счет обязательного страхования. Здесь же выше и динамика роста рынка - 23,8% против 17,4% по добровольному. То есть значительную часть средств и их прирост, страховые компании создают за счет клиентов, которые обязаны к ним прийти.

И третье - в самой крупной статье добровольного страхования - имущественном страховании (эта статья дает порядка 60% всех сборов по добровольному страхованию) разница между темпами роста премий и выплат самая разительная — объем выплат здесь растет почти в 2 раза быстрее, чем объем премий.  Более высокие темпы роста премий характерны и в целом для обязательного страхования.

На это указывает и специфика динамики прибыльности страховых компаний, которая довольно сильно колеблется от года к году. Так, по данным Росстата, прибыль страховых компаний в 2002 году составила 11,4 млрд руб., 2003 год был отмечен хорошим ростом этого показателя — 15,5 млрд руб., однако следующий 2004 год привел к 35%-ному падению прибыли, 2005-й год вновь был удачным и рост почти в 3 раза, 2006-й год напротив дал снова очень низкие показатели роста прибыли — всего +6%. Наконец, 2007 год, в целом по финансовому сектору показал падение на 8,3%. На фоне почти 37% роста прибыли в банковской сфере это явно показывает на проблемы прибыльности двух других сегментов финансового сектора - страхового и биржевого.

Таким образом, тенденции по-прежнему указывают на то, что рынок будет и в дальнейшем становится всё более тесным, и выбывание игроков продолжится отнюдь не только ввиду законодательных нововведений. С другой стороны, и в этом заключается явно позитивный момент, ужесточение условий выживания компаний на страховом рынке будет постепенно приводить к росту неценовых форм конкуренции, что в итоге будет выгодно и потребителю и подготовит сектор к вступлению к ВТО и окончательной либерализации страхового рынка.

Концентрация в ЦФО

Что касается равномерности развития страхования по российским регионам, то, как и во всем остальном, большая часть страховых премий и выплат концентрируется в Центральном федеральном округе -  по итогам I квартала 2008 года 49,8% премий и 52,3% выплат по добровольному страхованию, 56,2% премий и 37,6% выплат по обязательному страхованию (кроме ОМС) и, наконец, 32,4% премий и 33,4% выплат по обязательному медицинскому страхованию. На остальные округа по всем видам страхования приходятся доли, не превышающие 10-15% от суммы страховых премий и выплат по стране в целом.

Сводные данные о страховых премиях (взносах) и выплатах

ФО РФ

Добровольное

Обязательное (кроме ОМС)

Обязательное медицинское страхование

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Страховые премии (взносы) по итогам I квартала 2008 г.

ЦФО 62 747 303 49,77 13 201 385 56,21 25 549 892 32,42
СЗФО 18 969 877 15,05 2 171 721 9,25 8 514 139 10,8
ЮФО 5 899 216 4,68 1 650 375 7,03 9 648 554 12,24
ПФО 15 575 322 12,35 2 533 540 10,79 12 213 493 15,5
УФО 13 213 547 10,48 1 417 474 6,04 7 585 813 9,62
СФО 7 507 135 5,95 1 740 997 7,41 10 837 988 13,75
ДФО 2 112 310 1,68 768 560 3,27 4 447 289 5,64
Вне РФ 47 030 0,04 0 0 23 323 0,03
ИТОГО: 37 653 568 100 12 415 348 100 76 436 220 100
Страховые выплаты по итогам I квартала 2008 г.
ЦФО 19 686 138 52,28 4 665 989 37,58 25 959 598 33,96
СЗФО 4 947 791 13,14 1 238 402 9,98 8 181 753 10,7
ЮФО 1 849 855 4,91 1 143 689 9,21 9 582 055 12,54
ПФО 4 796 490 12,74 2 180 794 17,57 11 028 712 14,43
УФО 3 689 159 9,8 1 318 655 10,62 7 666 464 10,03
СФО 2 269 136 6,03 1 402 171 11,29 10 113 830 13,23
ДФО 414 983 1,1 465 600 3,75 3 903 322 5,11
Вне РФ 16 0,00004 48 0,0004 486 0,001
ИТОГО: 37 653 568 100 12 415 348 100 76 436 220 100

Источник: ФССН 2008

Укрепление перед ВТО

В целом усложнение ситуации на рынке, связанное как с ужесточением законодательства, так и с обострением конкуренции за клиента, подталкивает российских страховщиков к дополнительному усилению бизнеса через три основных канала - слияния и поглощения, прямую продажу иностранцам, а также первичный выход на биржевые площадки (IPO).

Установки руководства компаний на привлечение иностранных инвестиций или прямую продажу иностранным инвесторам имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, увеличение роли иностранцев в уставном капитале российских страховых компаний подтягивает российский бизнес к западным стандартам работы, от чего, безусловно, выигрывает российские потребители страховых услуг, а также к западным стандартам технологического сопровождения бизнеса, что будет приводить к росту инвестиций страховых компаний в качество ИТ-инфраструктуры своего бизнеса. Помимо всего прочего, стратегия на привлечение иностранного капитала, там, где она окажется успешной, укрепит российский страховой сектор и перед вступлением в ВТО.

Успех в погоне за иностранным инвестором, впрочем, обещает для наиболее крупных компаний, быть успешным. Причина — в колоссальном интересе иностранных страховых компаний к российскому рынку, темпы роста которого в 2-3 раза превышают темпы на насыщенных западных рынках. События начала 2007 года — покупка российских компаний западными инвесторами — в частности,   РОСНО немецким концерном Allianz (49% акций за $750 млн) и НАСТА швейцарской компанией Zurich Financial Services (66% акций) — убедительно подтверждают это.

Однако есть и значимый отрицательный эффект погони за иностранными инвестициями, на что особое внимание обращают многие эксперты. Стремление любыми способами «продаться» иностранцам может привести к «гонке» за объемом страховых портфелей и долей рынка, при которых проблемы обеспечения безопасности и социальной ответственности бизнеса отходит на второй план, что может привести как к новым банкротствам компаний, так и с ухудшением обслуживания (например, росту невыплат по страховым случаям).

Наконец, существенным усилением позиций страховых компаний на усложняющемся рынке может стать инструмент IPO, который мог бы позволить привлечь значительные инвестиции за счет биржевого механизма, пока всё ещё  мало освоенного в России. Опыт «Сбербанка» и ВТБ показывают на значительный потенциал этого механизма не только для сырьевых компаний. Так, например, в 2007 году  организаторы IPO оценили “РЕСО-Гарантию” в ценовом коридоре $2-2,5 млрд. Это означает выручку руководства компании от продажи акций в $440-460 млн. В целом для российских страховщиков IPO остаётся пока предметом раздумий и планов, но уже и это хорошо.

Top10 страховых случаев в 2007 году

Компания Страховой случай Сумма выплаты, тыс. руб.
1 Альфастрахование Пожар на заводе 685 000,00
2 СКМ Пожар, взрыв 606 432,00
3 СГ СОГАЗ Взрыв и пожар в цехе осушки газа 416 500,00
4 СГ СОГАЗ Взрыв и пожар на установке переработки газа 320 035,00
5 СГ Ингосстрах Полная гибель теплохода 210 448,00
6 СГ Ингосстрах Посадка на мель судна 189 000,00
7 СГ Ренессанс Страхование Взрыв на заводе полиэтилена высокого давления 163 633,00
8 СГ Ренессанс Страхование Пожар 151 605,00
9 РЕСО-Гарантия Гибель судна 124 160,00
10 СГ СОГАЗ Землятресение 117 956,00

Источник: РБК.Рейтинг, 2008

В число лидеров практически по всем видам страхования ежегодно входят в общем одни и те же компании. В тройку лидеров по объему поступлений в 2007 году по разным видам страхования традиционно вошли «Ингоссстрах», РОСНО, СОГАЗ, «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Русский Стандарт Страхование».

По данным РБК.Рейтинг, по итогам 2007 года лидерами по  ОСАГО стали «РЕСО-Гарантия» (премии в размере 5,99 млрд руб.) и «Ингосстрах» (4,39 млрд руб.), по страхованию жизни — СГ СОГАЗ (4,5 млрд руб.) и «Русский Стандарт Страхование» (3,8 млрд.руб.), по медицинскому страхованию - СГ СОГАЗ и РОСНО (9,25 млрд.руб. и 6,6 млрд.руб., соответственно ), по автострахованию — компании «Росгосстрах», «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» (32,9 млрд.руб., 20,5 млрд.руб. и 19,5 млрд.руб.).

Наиболее крупные выплаты по отдельным страховым случаям в 2007 году осуществили компании «Альфастрахование» (пожар на заводе — выплата 685 млн руб.), СКМ (пожар со взрывом — 606,4 млн руб.), СОГАЗ (взрыв и пожар в цехе осушки газа — 416,5 млн руб.), «Ингосстрах» (гибель теплохода — 210,5 млн руб.).

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS