Обзор подготовлен

версия для печати
Сети банкоматов: правила комфортного обслуживания

Сети банкоматов: правила комфортного обслуживания

Банкоматы – удовольствие дорогое, а потому вместо того чтобы наращивать собственные сети, многие российские кредитные организации объединяются с коллегами по цеху. Это позволяет не только существенно сократить издержки, но и развивать бизнес в регионах со слабым присутствием.

По данным Центробанка, за последние 4 года число банкоматов в России увеличилось почти в 3 раза и достигло 184 тыс. Для сравнения, в 2008 г. цифра выглядела гораздо скромнее – немногим более 54 тыс. устройств. Тем не менее, далеко не все кредитные организации могут предложить своим клиентам разветвленную сеть таких АТМ. Наиболее масштабные сети находятся под контролем нескольких банков. Так, по подсчетам экспертов "РБК Рейтинг", номером один по числу банкоматов остается "Сбербанк" (34,5 тыс.), сеть ВТБ24 насчитывает более 5,7 тыс. устройств и занимает вторую строчку. Замыкает тройку лидеров "Мастер-Банк" с показателем 3,1 тыс. устройств.

ТОП-15 банков по количеству банкоматов по итогам 2011 года

Банк Количество банкоматов Доля на рынке банкоматов, %
1 Сбербанк 34 486 18,74
2 ВТБ 24 5 757 3,13
3 Мастер-Банк 3 109 1,69
4 Уралсиб 3 022 1,64
5 Росбанк 2 945 1,60
6 Транскредитбанк 2 485 1,35
7 Альфа-Банк 2 479 1,35
8 Московский Индустриальный Банк 1 994 1,08
9 Москомприватбанк 1 941 1,05
10 Райффайзенбанк 1 875 1,02
11 Русский Стандарт 1 687 0,92
12 Балтийский Банк 1 505 0,82
13 Промсвязьбанк 1 397 0,76
14 Петрокоммерц 1 301 0,71
15 Юникредит Банк 936 0,51

Источник: "РБК. Рейтинг"

Сейчас Россия входит в тройку стран Восточной Европы по количеству банкоматов на миллион жителей (595 штук), но серьезно уступает по этому показателю США – 1,318 тыс. устройств, Канаде – 1799 тыс. штук, Великобритании – 0,998 АТМ (по итогам 2010 г.).

Несмотря на впечатляющую динамику роста, регионы по-прежнему неравномерно обеспечены банкоматами. Согласно статистике Центробанка, больше всего АТМ установлено в Москве и Московской области (почти 42 тыс.), Санкт-Петербурге (около 8,6 тыс.) и Краснодарском крае (более 6,9 тыс.), в то время как в некоторых регионах России их число крайне ограничено. В аутсайдерах значатся: Магаданская и Сахалинская области (166 и 514 АТМ соответственно), республика Алтай (137 шт.).

ТОП-15 регионов по количеству банкоматов

Регион Количество банкоматов на 1.04.12
1 Москва и Московская область 41 974
2 Санкт-Петербург 8 598
3 Краснодарский край 6 892
4 Ростовская область 6 611
5 Свердловская область 5 818
6 Самарская область 5 189
7 Тюменская область 5 170
8 Нижегородская область 5 073
9 Красноярский край 4 926
10 Республика Татарстан (Татарстан) 4 401
11 Иркутская область 4 433
12 Республика Башкортостан 4 399
13 Челябинская область 3 977
14 Кемеровская область 3 471
15 Пермский край 2 854

Источник: "Банк России", 2012 год

Казалось бы, диспропорции очевидны, но, невзирая на цифры, банкиры не видят в этом ничего необычного. "Я бы не стал утверждать, что наблюдается серьезный дисбаланс, – говорит Максим Дарешин, начальник управления по сопровождению бизнес-процессов розничного бизнеса "Альфа-Банка". – Имеющаяся разница отражает "перекос" в количестве активных банковских клиентов в мегаполисах и регионах".

"В столицах сосредоточена значительная доля наличных денег – это основной фактор. Другие: развитость служб сервиса и инкассации в больших городах, большое количество мест, где АТМ рентабелен", – продолжает перечислять основные причины Алексей Киричек, директор департамента сопровождения розничного бизнеса "ТрансКредитБанка".

Кроме того, по словам представителей кредитных организаций, россияне по-прежнему предпочитают наличный оборот денег безналичному. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, сильно разнится уровень доходов. "В крупных городах зарплаты более высокие, есть возможность делать дорогостоящие покупки в магазинах, где присутствуют платежные терминалы. Поэтому там операции с платежными картами более популярны, – уверен Александр Петров, начальник управления банковских карт "Райффайзенбанка". В маленьких населенных пунктах оклады ниже, и люди привыкли расплачиваться наличными".

Во-вторых, остается проблема неразвитой инфраструктуры. "За пределами двух столиц многие не получают заработную плату на пластиковые карты, а если получают, то предпочитают снимать ее сразу, – считает Андрей Филь, вице-президент "Пробизнесбанка" ("Финансовая Группа Лайф"). – Нет инфраструктуры, которая бы способствовала росту популярности пластиковых карт".

В-третьих, низок спрос на финансовые услуги. "Банки в основном представлены только в крупных региональных центрах и городах, отсюда слабый уровень "пластификации" региона, плюс стоимость закупки и обслуживания АТМ – для организации хорошей сети это весомая сумма, которую необходимо окупить. Вопрос: а за счет чего, если "пластика" в регионе мало? Да и собственно львиная доля операций по имеющемуся "пластику" не приносит банку дохода", – подытоживает Алексей Перов, менеджер по развитию торгового эквайринга "Абсолют Банка".

Цена экспансии

К развитию сети АТМ банкиры подходят очень осторожно. Большинство из них не готовы наращивать их количество, поскольку это требует значительных капиталовложений, а сроки окупаемости варьируются от 1 года до 5 лет. "Первый вопрос, с которым сталкивается банк, прежде чем начнет вкладываться в развитие сети, – как быстро окупятся инвестиции. Ни для кого не секрет, что основные крупные зарплатные клиенты уже разобраны по банкам, а инвестиции для наращивания банкоматной сети в регионах присутствия нужны значительные, – комментирует Алла Цытович, вице-президент по развитию бизнеса "МДМ Банка". – Сегодня вкладываться в массовое наращивание сети АТМ в регионах могут себе позволить только государственные банки".

Основные статьи расходов, связанные с развитием сети, – это приобретение и доставка АТМ, аренда места для его установки, охрана, страхование. "Банкомат нужно не только установить, его нужно обслуживать, – продолжает перечислять статьи затрат Станислав Свентковский, заместитель директора департамента банковских карт "СБ Банка". – Если в городе нет точки присутствия банка, то дороже будут затраты на инкассацию, сервисную службу."

Банкомат – удовольствие недешевое, его установка и обслуживание обходятся в десятки тысяч долларов. "На закупку АТМ необходимо $10–12 тыс., – говорит Алексей Киричек. – Подготовка и логистика обходятся в 10–70 тыс. рублей. Затраты на обслуживание сильно зависят от места установки, оборотов устройства. Оценочно, это 150–300 тыс. руб. в год". Соответственно, если предположить, что за год банк установил 100 банкоматов, инвестиции составят от 47,9 до 75,3 млн руб.

Чтобы снизить издержки на обслуживание АТМ, банки нередко отдают предпочтение не собственной сервисной службе, а аутсорсингу. "При заданном уровне сервиса (SLA) заранее известно, сколько потребуется заплатить в следующем месяце, чтобы банкомат не простаивал, – рассуждает Геннадий Чепраков, начальник отдела эквайринга департамента розничных банковских продуктов "Связь-Банка". – Какие запчасти и усилия потребуются от собственной службы для достижения заданного SLA, предсказать сложно". По мнению большинства банкиров, собственная сервисная служба необходима в тех случаях, когда нет возможности передать обслуживание аутсорсерам. "Ее использование имеет смысл в филиалах с развитой ИТ-службой, где инженеры по обслуживанию АТМ могут совмещать это с обслуживанием другого банковского оборудование" – говорит Алексей Киричек.

Сложный выбор

При выборе регионов для размещения АТМ кредитные организации, как правило, учитывают сразу несколько факторов. В первую очередь, востребованность услуги клиентами. По словам Александра Петрова, чем их больше, тем больше банкоматов. "Если за пределами двух столиц расширять сеть банкоматов в разы больше, то получится, что они окажутся недогруженными и невостребованными в той мере, в какой хотелось бы, и это будет невыгодно с экономической точки зрения", – подчеркивает он.

В свою очередь, Станислав Свентковский считает, что развитие сети банкоматов непосредственно связано с развитием сети филиалов и допофисов. Новая точка присутствия – обязательный банкомат. "Создание банкоматной и терминальной сети связано с планами кредитной организации по развитию присутствия ее в данном регионе, – уточняет Алла Цытович. – Если банк, открывая свой филиал ставит для себя задачу развития розничного бизнеса: зарплатные проекты, кредитные карты, то для обслуживания розничных клиентов необходима эквайринговая инфраструктура. Если кредитная организация планирует развивать только корпоративный бизнес, то создавать большую сеть банкоматов не имеет смысла".

В отличие от западных кредитных организаций, российские банки предпочитают развивать собственные сети банкоматов. Нередко это приводит к тому, что рядом могут быть установлены сразу несколько АТМ разных эмитентов, но чтобы не платить комиссию за снятие наличных, население пользуется только устройствами своих банков. В результате, при отсутствии достаточного числа АТМ и большом количестве пластиковых карточек, инфраструктура кредитной организации оказывается перегруженной, а находящиеся рядом банкоматы других кредитных учреждений могут в то же время простаивать. Решение этой проблемы – объединение банкоматных сетей. Главная цель – сокращение инвестиций в развитие сети, снижение себестоимости ее обслуживания, развитие бизнеса в регионах со слабым присутствием банка. "До недавних пор каждый банк развивал свою сеть самостоятельно, но теперь, когда есть объединенные банкоматные сети, банки смогут более эффективно расходовать бюджет и наращивать парк банкоматов в городах с малым покрытием, – не сомневается Максим Дарешин. – Это поможет эффективнее инвестировать в парк устройств: например, ставить АТМ в новом месте, где нет других банкоматов, вместо того чтобы ставить его в длинный ряд в торговом центре, где уже стоит десяток устройств других кредитных организаций".

Виктория Холина

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS