Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

ИТ-консалтинг в России: цена теряет значение

ИТ-консалтинг в России: цена теряет значение

По результатам исследования, проведенного CNews Analytics, на российском рынке ИТ-консалтинга все меньшее значение для принятия решения о сотрудничестве с тем или иным консультантом имеет стоимость его услуг. Гораздо более определяющую роль здесь начинают играть факторы сложившейся профессиональной репутации, гибкостии и опыта реализации успешных проектов.

Еще несколько лет назад «первую скрипку» на российском рынке ИТ играли поставки аппаратных средств. Доля «железа» в структуре продаж составляла около 80% — ситуация, в общем, нормальная для стадии становления отечественного сектора информационных технологий на тот момент. Однако по итогам 2003 года доля «интеллектуальных» составляющих рынка (ПО и ИТ-услуги) оценивалась Минсвязи уже в 36%. По итогам 2004 года эксперты-оптимисты ожидают даже паритета доходов от продаж аппаратных средств с одной стороны и ПО плюс ИТ-услуг с другой.

Структура ИТ-рынка России, 2003

Структура ИТ-рынка России, 2003

Источник: Минсвязи, 2004

Под собирательным термином «услуги» в отрасли принято обозначать достаточно широкий перечень сервисов, включая аудит, консультирование, внедрение информационной системы, поддержку, обучение и аутсорсинг. В данном случае, речь преимущественно идет о бизнесе системных интеграторов, в последнее время заметно набирающем обороты.

Рост потребления ИТ-услуг принято расценивать как очередной шаг к цивилизованности рынка. На этом этапе развития, заказчики, постепенно оснастившись «железом», приходят к пониманию второстепенной его роли в решении проблем бизнеса. Рано или поздно, потребительский рынок «дорастает» до того, чтобы сфокусироваться на задачах повышения прозрачности, эффективности и безопасности деятельности. Соответственно, увеличивается спрос на анализ ИТ-потребностей компании, консультации по выбору и внедрению адекватной информационной системы. А на волне массового беспокойства о возврате инвестиций, вложенных в ИТ-проекты. или оценки их эффективности, приоритетом номер один в сознании клиентов становится выбор не столько ИТ-решения, сколько компании, которая будет реализовывать проект.

Скорость взлета

Российский рынок услуг в сфере ИТ растет, очевидно, быстро, однако эксперты расходятся в оценке его темпов и объемов. Так, департамент консалтинга РБК заявляет, что в 2002 году объем продаж ИТ-услуг в России составил 0,84 млрд. долл., а годом спустя — уже 1,13 млрд. долл. Ожидается, что за 2004 год отечественный сектор услуг в сфере ИТ достигнет полуторамиллиардной отметки.

Еще более радужные цифры указывает IDC, оценивая объем российского рынка ИТ-услуг в 2003 году порядка 1,5 млрд. долл. Годовой темп роста составил 28%. Этот показатель значительно превышает аналогичные во всех странах EMEA, и кроме того, позволяет считать данный сегмент одним из наиболее быстрорастущих на российском рынке информационных технологий в целом. В ближайшее пятилетие, по прогнозам IDC, средний ежегодный прирост рынка услуг ИТ в России превысит 25%, и к 2008 г. его объем достигнет 4,76 млрд. долл.

Как обычно, скромнее в своих оценках годовых объемов российского рынка ИТ-услуг Gartner, называющий, тем не менее, сходный показатель ежегодного роста — 30%.

Годовой объем рынка ИТ-услуг в России, $ млн.

Годовой объем рынка ИТ-услуг в России, $ млн.

Источник: Gartner, 2003

В свою очередь, исследование CNews Analytics выявило, что в число самых быстрорастущих ИТ-компаний России по итогам 2003 вошло 4 крупных системных интегратора, а также 2 группы компаний, в которых заметная доля оборота приходится на направление профессиональных ИТ-услуг.

CNewsFAST: Самые быстрорастущие ИТ-компании России**

Название Сфера деятельности Город 2003 Оборот, тыс. руб.*** 2002 Оборот, тыс. руб.**** Рост, %
1 Борлас Интеграция Москва 1 097 986 470 250 133
2 Прогноз Разработка ПО Пермь 344 500 163 200 111
3 Цифровые Коммуникации Северо-Запада Дистрибуция телекоммуникационного оборудования С-Петербург 400 000 200 000 100
4 TELMA Разработка ПО Нижний Новгород 304 054 152 307 100
5 IBS (1) Группа компаний Москва 14 414 900 8 151 000 77
6 ТехноСерв А/С Интеграция Москва 9 080 587 5 135 130 77
7 Гетнет Интеграция Москва 829 170 469 050 77
8 LC Group (Merlion) (2) Дистрибуция компьютерной техники Москва 19 322 100 10 972 500 76
9 Инфосистемы Джет Интеграция Москва 2 177 570 1 238 325 76
10 РосБизнесКонсалтинг Группа компаний Москва 1 505 897 856 074 76

Источник: CNews Analytics, 2004

Компании-интеграторы, вошедшие в 10-ку рейтинга CNewsFAST, отмечают значительный рост консалтингового направления в своем бизнесе в прошлом году. Так, результаты деятельности «Борлас» подтверждают, что рост ее бизнеса стимулируется в первую очередь продажами профессиональных услуг. Доля этого направления деятельности в обороте интегратора в 2003 году составила 42%, при том, что в общей структуре ИТ-рынка услуги занимали только 25%.

Структура продаж Борлас в 2003 году

Структура продаж Борлас в 2003 году

Источник: Борлас, 2004

По итогам 1 полугодия 2004 год, уже 52% в структуре доходов «Борлас» приходилось на ИТ-услуги. На фоне прогнозируемого на текущий год Gartner среднегодового роста этого рынка в 30%, рост «Борлас» по данному направлению только в первом полугодии 2004 составил 175% к аналогичному периоду прошлого года.

Борлас: Годовой объем продаж ИТ-услуг, $ млн.

Борлас: Годовой объем продаж ИТ-услуг, $ млн.

Источник: Борлас, 2004

Для сравнения, следующие за «Борлас» в первой десятке рейтинга CNewsFAST?2003 компании также отмечают значительный рост консалтинговой составляющей в своем бизнесе. Так, оборот Техносерв А/С по направлению ИТ-услуги (включая консалтинг и поставку ПО) вырос в 2003 году на 28%, что близко к объему услуг в общей структуре рынка (25%). А выручка от ИТ-бизнеса РБК, представленного услугами общего и офшорного программирования, а также системной интеграции, увеличилась на 46% с $7,05 млн. в первом полугодии 2003 до $10,3 млн. за аналогичный период 2004 года.

Реактивное топливо

«Львиную долю» оборота российского рынка ИТ-услуг в 2003 году сформировали консалтинг и внедрение решений. По оценкам IDC, значительная часть затрат — более 31% — приходилась на услуги системной интеграции. На втором месте по объему затрат (около 23%) были услуги по разработке заказного ПО. На общую долю этих двух сегментов пришлось более половины объема рынка, что резко контрастирует с ситуацией в США и Западной Европе, где значительную часть доходов поставщиков занимают услуги установки и поддержки ПО и оборудования, а также аутсорсинг.

Беспрецедентный рост в 2003 г. в России, по мнению IDC, обеспечили крупные проекты, прежде всего в государственном секторе, выступившем в роли весьма активного покупателя ИТ-услуг. Кроме того, развитие рынка стимулировал традиционный спрос в нефтегазовом комплексе, финансовом секторе и отрасли связи.

Говоря о ключевых тенденциях, доминирующих на этом рынке, эксперты особо выделяют стремление к универсализму большинства поставщиков услуг, а также комплексный подход к выполнению проектов. В России пока по-прежнему сохраняется заметный перекос рынка в сторону крупных проектов, однако в ближайшем будущем, считает IDC, ситуация начнет меняться.

Автомат ли пилот?

По сравнению с более развитыми западными рынками, доля ИТ-услуг в общем объеме российского рынка пока остается сравнительно невелика, что свидетельствует о высоком потенциале роста. Для системных интеграторов перспективы здесь достаточно безоблачны. Все большее число компаний приходит к необходимости внедрения ERP-систем, причем автоматизации теперь подлежит не только бухгалтерия и управление персоналом, но и все остальные критичные для бизнеса подразделения. По разным оценкам, рынок будет продолжать расти на 20-30% в год. При этом стоимость проектов будет все время повышаться, стремясь к европейскому уровню, где средняя стоимость владения ERP-системы (включающая внедрение и расходы на поддержание в течение первого года) составляет $15 млн.

В отношении структуры рынка ИТ-услуг эксперты не предполагают каких-либо кардинальных изменений. Прогнозируется рост в сегменте аутсорсинга, а также, в соответствии с трендом более зрелых рынков, увеличение доли поддержки и обслуживания уже внедренных решений.

Среди вертикальных рынков наиболее интересными с точки зрения продвижения услуг останутся госструктуры. Также, по прогнозам РБК, перспективными клиентами будут вертикально-интегрированные холдинги, нуждающиеся, во-первых, в совершенствовании и унификации своей ИТ-инфраструктуры, а во-вторых, в интеграции к собственным стандартам инфраструктуры поглощаемых компаний.

Мария Попова

Алексей АнаньинСвое видение тех изменений, которые произойдут в ближайшее время на российском рынке ИТ-услуг, приводит в интервью CNews.ru Алексей Ананьин, президент группы компаний «Борлас»(1 место в рейтинге CNewsFAST по итогам 2003 года).

CNews.ru: Каких изменений в структуре оборота российского рынка ИТ-услуг вы ожидаете в ближайшие годы? Какие направления будут развиваться особенно активно?

Алексей Ананьин: За последнее время в структуре продаж российских ИТ-компаний значительно выросла доля услуг. Это и есть тот самый «российский продукт», который могут предложить сегодня российские компании. Высокоинтеллектуальный, не требующий производственной базы, которой в России сегодня практически нет (если не считать примитивные сборочные производства). Такой продукт сейчас востребован на рынке.

Что касается структуры рынка ИТ-услуг, то наиболее активно, на наш взгляд будет развиваться направление консалтинга в области внедрения ERP-систем. Начинает развиваться направление аутсорсинга эксплуатации, как информационных систем, так и инфраструктуры. Еще один вид услуг — управление проектами. Это очень важная составляющая ИТ-проектов, особенно крупных и сложных. От качества работ по управлению проектом напрямую зависит успешность его реализации. Пожалуй, каждый, кто участвовал в реализации ERP-проекта, может с уверенностью утверждать, что в иерархии сложности ИТ-проектов, ERP-проекты находятся на первом месте, причем с большим отрывом от других. Поэтому компания, которая научилась эффективно управлять реализацией именно ERP-проектов, объективно обладает наибольшей экспертизой по реализации сложных ИТ-проектов как таковых, хотя, разумеется, каждый вид ИТ-проекта имеет свои, зачастую весьма специфичные, особенности. Считаю, что направление ИТ-услуг в области управления проектами будет активно развиваться, и заказчики уже начинают за это платить.

CNews.ru: Какие факторы будут, на ваш взгляд, определять дальнейшее развитие российского рынка услуг в сфере ИТ?

Алексей Ананьин: Нельзя рассматривать рынок ИТ-услуг в отрыве от ИТ-рынка в целом. На мой взгляд, определять дальнейшее его развитие будет следующая тенденция: ИТ-компании больше внимания будут уделять анализу того рынка, на котором они, собственно, работают, и в первую очередь — потребностей своих заказчиков, как существующих, так и потенциальных. Это позволит сформировать и предлагать рынку такие ИТ-решения, которые наиболее полно учитывали бы особенности бизнеса заказчика (в частности, отраслевые), и, соответственно, обладали бы большей привлекательностью для потребителей. Т.е. в перспективе продажи ИТ-решений будут идти именно от бизнес-консалтинга, от четкого понимания особенностей бизнеса и особенностей тех рынков, на которых работают заказчики. Именно такой подход в наибольшей степени востребован потребителями ИТ-решений, и, очевидно, именно в этом направлении и будут развиваться компании — поставщики решений в области ИТ, по крайней мере, те из них, которые собираются остаться на плаву и в будущем.

Несмотря на то, что о правильности такого подхода говорится на протяжении уже многих лет, пока в этом направлении делают реальные шаги считанные единицы из сотен, а то и тысяч ИТ-компаний, представленных на рынке. В частности, этот неутешительный факт отмечен в проекте формируемой Министерством ИТ и связи концепции развития ИТ-рынка: «…решению вышеперечисленных обострившихся проблем мешают, прежде всего, следующие причины: не проводится комплексный маркетинговый анализ требований (…) потребителей информационно-технологической продукции и услуг…»

Более того, если говорить о том российском продукте, который предлагают отечественные системные интеграторы уже сейчас, то, очевидно, что этот продукт — не набор различного вида оборудования и ПО, а проект (т.е. набор оборудования и ПО плюс услуги, превращающие этот набор в законченный проект). Однако у подавляющего большинства компаний-интеграторов пока отсутствует формализованное описание именно такого продукта, причем не только и не сколько техническое описание, сколько маркетинговое. Зачастую российские интеграторы ограничиваются описаниями отдельных составляющих проектов, т.е. теми описаниями, которые предоставляют вендоры, превращаясь, фактически, из интеграторов просто в реселлеров (перепродавцов) иностранного оборудования и ПО. В концепции развития ИТ-рынка эта проблема упоминается в ряду наиболее существенных проблем, сдерживающих развитие российского ИТ-рынка: «… отсутствуют коммерчески оформленные в соответствии с ожиданиями потребителя внешнего и внутреннего рынка информационно-технологические продукты и услуги у большинства предприятий российского рынка, включая экспортеров…»

Очевидно, что указанные выше проблемы являются «болезнью роста» еще относительно молодого и бурно развивающегося российского ИТ-рынка. И мне представляется, что эти проблемы будут успешно преодолены совместными усилиями участников ИТ-рынка: российскими интеграторами, вендорами, потребителями ИТ-продуктов и регулирующими органами.

CNews.ru: Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего роста этого направления в своем бизнесе?

Алексей Ананьин: Очень позитивно оцениваю. Есть несколько причин для оптимизма. Во-первых, это рост нашего традиционного консалтингового направления — внедрение ERP-систем, систем принятия решений, специальных отраслевых бизнес-приложений (решений для страховых компаний, для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, для торговых компаний). В этой области, а именно во внедрении бизнес-приложений Oracle E-Business Suite, на сегодняшний день мы занимаем лидирующие позиции. И в рамках этой деятельности оказываем целый спектр ИТ-услуг, включая предпроектный консалтинг — т.е. диагностику имеющихся у заказчиков систем, постановку задачи на автоматизацию управления, формирование технических требований к системе, составление техзадания на автоматизацию, а также внедренческий консалтинг, аудит ERP-проектов — аудит соответствия методологии внедрения, и авторский надзор за проектом.

Вторая область роста — это развитие новых консалтинговых направлений деятельности, например, такого как управленческий консалтинг. Управленческий консалтинг и внедрение ERP-систем — области очень тесно переплетающиеся. Зачастую управленческий консалтинг заканчивается рекомендацией по внедрению ERP-системы. Да и сам процесс внедрения ERP-системы требует сопровождения в виде услуг управленческого консалтинга. Например, развертывание ERP-системы — одна из причин серьезных изменений на предприятии. И, как все новое, оно встречает сильные внутренние сопротивления, которыми необходимо правильно управлять, чтобы добиться успешного завершения проекта. Управление изменениями — важная область для оказания услуг управленческого консалтинга. Еще один пример — новая организация бизнес-процессов, возникающих по итогам внедрения ERP-системы, которая требует осуществления определенного комплекса мероприятий по созданию основополагающих внутренних регламентов, помогающих перейти компании от текущего состояния к будущему. Эти и другие вопросы управленческого характера, возникающие при внедрении ERP-системы, — зоны потенциального спроса на услуги управленческого консалтинга. Кроме того, внедрение конкретных функциональных блоков ERP-системы зачастую невозможно реализовать без оказания услуг управленческого консалтинга. Например, при внедрении систем управления персоналом (Oracle Human Resource Management) очень часто необходимо оказывать услуги в области HR-консалтинга — например, реформирование системы управления персоналом, реформирование системы общего вознаграждения, нормирование труда и т.п. И мы, можно сказать, вынуждены развивать в компании направление управленческого консалтинга. Некоторое время назад мы организовали в компании подразделение по оказанию услуг HR-консалтинга, пригласили известных на рынке экспертов в этой области.

Помимо перечисленных выше видов мы оказываем услуги, которые традиционно относят к услугам ИТ-консалтинга, т.е. проводим аудит существующего состояния информационных систем предприятий, экспертизу ИТ-проектов, с оценкой рисков и эффектов, осуществляем разработку ИТ-стратегии и программы информатизации предприятия. В компании функционирует департамент ИТ-консалтинга, ведется несколько интересных проектов.

Вообще, мы позиционируем «Борлас», как консалтинговую компанию, реализующую комплексные ИТ-проекты, т.е. компанию не просто оказывающую качественный консалтинг, но и умеющую воплощать в жизнь свои рекомендации вплоть до уровня инфраструктуры. В отличие от чисто консалтинговых компаний, мы не просто даем рекомендации, но и помогаем заказчику реализовать их, т.е. доводим рекомендации до конкретного результата. В отличие от системных интеграторов, мы понимаем, какой результат должен дать ИТ-проект. На этапе консалтинга совместно с заказчиком мы определяем, на каких участках информационная система действительно необходима и какой способна дать эффект от внедрения — определяем бизнес-цели ее внедрения на предприятии.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS