| |
При поддержке |
|
Распространение интернета в России
2004 год в России ознаменовался несколькими виртуальными «юбилеями». В апреле исполнилось 10 лет национальному домену .Ru, а в сентябре 12 лет домену .Su. Одновременно же в сентябре отмечали 35 лет с момента «рождения» глобальной сети (World Wide Web) т.е. с момента первого обмена данными между двумя компьютерами, соединенными 5-метровым кабелем. Быстрое распространение интернета уже сформировало в обществе отношение к этому виду коммуникаций как к чему-то само собой разумеющемуся. Эксперты оценивают сегодня масштабы проникновения явления.
Во-первых, объём информации, передаваемый в российском сегменте интернета, в первой половине 2004 года вырос на 254% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Всего за 2003 год он увеличился на 113%. Общий объём трафика составляет порядка 18,4 петабайт.
Во-вторых, растет количество российских сайтов ежесуточно регистрируются в среднем около 400 новых. На конец июля, по оценкам Rambler, в зоне .RU функционировало более 120 тыс. активных сайтов (т.е. тех, где в течение одной недели зарегистрирован хотя бы один посетитель). Всего же за время существования рейтинга Rambler Top-100 насчитано около 613 тыс. сайтов. С начала 2004 г. на 23% увеличилось количество регистраций доменов в зоне .RU, число которых на данный момент превышает 260 тыс.
В-третьих, постоянно возрастает показатель проникновения интернета в стране. В прошлом году, по оценкам Rambler, нам удалось выйти на уровень Бразилии, когда число пользователей интернета достигло 10% от всего населения РФ. Общий прирост месячной аудитории российского интернета с весны 2003 по весну 2004 года составил порядка 40%. Ожидается, что к концу 2005 года месячная интернет-аудитория вырастет еще на 30% до 16,5 млн. человек (оценки Rambler). По состоянию на июнь 2004 г., российская недельная интернет-аудитория насчитывала 5,9 млн. человек, что на 1,4 млн. человек выше уровня годичной давности.
Объем недельной интернет-аудитории, динамика 20032004 гг.
|
Недельная аудитория |
Месячная аудитория |
Декабрь 2003 |
5,9 млн. чел. |
11,6 млн. чел. |
рост за 12 месяцев |
+1,5 млн. чел. (34%) |
+3,2 млн. чел. (41%) |
Июнь 2004 |
5,9 млн. чел. |
11,7 млн. чел. |
рост за 12 месяцев |
+1,4 млн. чел. (31%) |
+3,2 млн. чел. (38%) |
Декабрь 2004 (прогноз) |
7,6 млн. чел. |
15,3 млн. чел. |
рост за 12 месяцев |
+1,7 млн. чел. (29%) |
+3,7 млн. чел. (32%) |
Источник: J&P, июнь 2004 г.
Тем не менее, сам показатель проникновения интернета летом этого года, по данным iKS-Консалтинг, составлял всего 4,1% по недельной аудитории. Это значит, что еженедельно из 100 россиян доступом в Сеть пользуются только 4 человека. По Москве и московской области доля охваченных «паутиной» существенно выше 12,4%. На Москву же приходится 54,75% доменов в общей базе зоны .ru. На втором и третьем местах с существенным отрывом Петербург (9,8%) и Томск (6,8%). Далее идут Мурманск (5,9%), Новосибирск (5,6%), Ямало-Ненецкий АО (5,4%) и Камчатка (4,6%). К концу 2004 г. уровень проникновения интернета в России, по ожиданиям J’son & Partners, должен составить 6,5% в расчете по недельной и 12,5% - по месячной аудитории.
Регион |
Уровень проникновения интернета на 1 июля 2004 г |
Доля доменов региона в общей базе доменов зоны .RU |
Москва и Московская область |
12,4% |
54,75% |
Санкт-Петербург и Ленинградская область |
9,8% |
8,23% |
Томская область |
6,8% |
0,22% |
Мурманская область |
5,9% |
0,24% |
Новосибирская область |
5,6% |
1,82% |
Ямало-Ненецкий АО |
5,4% |
0,07% |
Камчатская область |
4,6% |
0,08% |
Приморский край |
4,5% |
0,68% |
Магаданская область |
4,4% |
0,04% |
Ханты-Мансийский АО |
4,4% |
0,22% |
Источник: iKS-Consulting, RU-Center, сентябрь 2004 г.
В-четвертых, Госкомстат утверждает, что основным потребителем услуг доступа в Сеть и передачи данных являются сейчас корпоративные пользователи, доля которых составляет 82% от всей интернет-аудитории. При этом аналитики утверждают, что основной потенциал роста на ближайшие годы сконцентрирован все же в сегменте «домашних» пользователей.
В-пятых, развивается инфраструктура и соответственно, увеличивается доля интернет-трафика, проходящего по выделенным каналам. Если в 2002 году она составляла 35%, то в 2003 - уже 46%, а в текущем году прогнозируется на уровне 65%. Правда, рост объемов трафика (как за счет увеличения количества интернет-пользователей, так и за счет роста их активности в Сети), по оценкам аналитиков, нивелируется снижением тарифов. В результате, темпы роста доходов в сегменте доступа в интернет и передачи данных относительно низкие. Причем, в 2004 г. можно ожидать дальнейшего снижения этого показателя до 25%.
В-шестых, повышение интернет-активности означает возрастание значимости интернета в информационной среде, с одной стороны и с другой стороны, стимулирует увеличение объема онлайновой рекламы. Это мировая тенденция по недавнему прогнозу JupiterResearch, рынок онлайновой рекламы, включая контекстную и баннерную, к 2009 году вырастет почти вдвое до $16,1 млрд. Предполагается, что пользователи все больше времени будут проводить в Сети, а новые веб-технологии упростят разработку рекламных кампаний и анализ их эффективности. В России замашки пока поскромнее, АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России) не обещает более $25 млн. (причем совокупного оборота рынков интернет-рекламы и кинотеатров) к началу следующего года.
Однако у этой «золотой медали» за взрывообразный рост по всем показателям в зоне .ru есть и обратная сторона. Очевидно, что по мере распространения интернета и развития виртуальной среды коммуникаций увеличивается и число совершаемых в этой среде преступлений. За последние годы заметно участились кибератаки хакерские или вирусные. В результате «эпидемий» парализуется работа уже не сотен, а тысяч компьютеров. Корпорации подсчитывают убытки ввиду простоев, ремонтов или потери данных. А рядовых пользователей всерьез беспокоит столкновение с наиболее распространенным видом кибер-правонарушения спамом.
Мария Попова / CNews Analytics
|
|