| 
 
 |  | 
| При поддержке |  
|  |  Сотовая телефония: абоненты голосуют «за» Вопреки прогнозам о возможном снижении темпов роста, российский рынок сотовой связи в 2004 году продолжал бумировать, заставив аналитиков скорректировать прогнозы в сторону повышения. Поправка к показателю уровня проникновению мобильной связи на конец года составила 8%, увеличившись с 35% до 43%. Но и она оказалась занижена  по итогам года уже более половины россиян пользовались мобильными телефонами.
 Высокие темпы роста числа пользователей сотовой связи, которые наблюдались на протяжении последних лет в России, если верить статистике операторов, пока сохраняются. По первоначальным прогнозам аналитиков и Минсвязи РФ (в настоящее время Мининформсвязи РФ), сделанным в первом квартале 2004 года, количество абонентов сотовой связи в стране к концу 2004 года должно было увеличиться на 5560%  с 36,2 млн. до 5658 млн.  Вопреки пессимистичным ожиданиям темпы роста абонентской базы практически не замедлились, и уже в октябре количество пользователей сотовой связи в России превысило 60-миллионную отметку. В конце 2004 года совокупная абонентская база отечественных операторов оценивалась iKS Consulting в 74,36 млн. пользователей. Их количество за год, соответственно, в очередной раз удвоилось  рост в итоге составил 104%. Число пользователей сотовой связи в России в 20002004 гг.* (млн. чел.) 
 Источник: iKS Consulting, 2004 По данным iKS Consulting из 37,91 млн. новых пользователей больше всего было подключено в IV квартале 2004 года  за этот период абонентами сотовой связи стали более 14,8 млн. человек. Абсолютный рекорд по подключениям был достигнут в декабре  за месяц было подключено более 8,3 млн. пользователей. Среднемесячный рост абонентской базы в 2004 году составил 5,92% (для сравнения, в 2003 году этот показатель составлял 5,85%). Динамика численности абонентов (млн. чел.) и проникновения (%) сотовой связи в России в 2004 г. 
 Источник: iKS Consulting, 2004 Правда, существует мнение, что «реальных» сотовых абонентов в России примерно на 20 млн. меньше, чем утверждают аналитические агентства, аккумулирующие данные от сотовых операторов. Такие значительные расхождения вызваны различиями в методике подсчета числа подписчиков. Операторы подсчитывают своих абонентов по количеству активных SIM-карт (т.е. тех карт, которые использовались для связи хотя 1 раз за 6 месяцев). Соответственно, владельца 2 или 3 SIM-карт операторы считают за двух или трех абонентов. А вычеркивают абонента из своих баз только спустя шесть месяцев после того, как он последний раз воспользовался услугой. Это и приводит к «раздуванию» абонентских баз сотовых операторов примерно на 2025%, как считают некоторые наблюдатели. Некоторые эксперты в этой связи считают более корректным учет только «живых» пользователей с мобильными телефонами. Как бы то ни было, очевидно, что столичный рынок уже приблизился к точке насыщения. В конце 2004 года уровень проникновения мобильной связи в Москве составил 99,7%, в то время как в регионах оценивается пока на уровне 43,5%. В настоящий момент эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы основной рост этого рынка продолжится в регионах. По результатам последних месяцев, темпы роста региональной абонентской базы примерно в два раза превышали аналогичный показатель в московской лицензионной зоне.  По оценке iKS Consulting, в 2004 году рост региональной абонентской базы почти в три раза превысил рост московской абонентской базы. Доля регионов в общем приросте новых пользователей по итогам прошедшего года составила 86%. 2004 год стал для российской отрасли связи знаковым: количество мобильных телефонов превысило число фиксированных. Рейтинг российских регионов по проникновению сотовой связи 
 
    | на 31 марта 2004 г. | на 31 октября 2004 г. |  
    | Регион | Проникновение | Доля в общей абонентской базе РФ | Регион | Проникновение | Доля в общей абонентской базе РФ |  
    | 1. Московская ЛЗ 1 | 74% | 29,5% | 1. Московский регион | 89% | 24.4% |  
    | 2. С.-Петербургская ЛЗ 2 | 62% | 9,3% | 2. С.-Петербургская ЛЗ | 82% | 8.3% |  
    | 3. Калининградская область | 42% | 0,9% | 3. Калининградская область | 54% | 0.8% |  
    | 4. Краснодарский край | 38% | 4,6% | 4.Краснодарский край /включая Адыгею/ | 53% | 4.7% |  
    | 5. Самарская область | 34% | 2,6% | 5. Мурманская область | 52% | 0.7% |  
    | 6. Мурманская область | 34% | 0,7% | 6. Самарская область | 50% | 2.6% |  
    | 7. Новосибирская область | 33% | 2,1% | 7. Ростовская область | 45% | 3.1% |  
    | 8. Томская область | 30% | 0,7% | 8. Ярославская область | 45% | 1.0% |  
    | 9. Республика Татарстан | 29% | 2,5% | 9. Нижегородская область | 45% | 2.5% |  
    | 10. Ярославская область | 29% | 0,9% | 10. Астраханская область | 44% | 0.7% |  1  Московская лицензионная зона (Москва и Московская область)2  Санкт-Петербургская зона (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
 Источник: iKS Consulting, 2004 Самые высокие темпы роста, по версии iKS Consulting, продемонстрировал в 2004 году Дальневосточный лицензионный макрорегион  рост абонентской базы в нем составил 185%. На втором месте  Урал с 155%. В Поволжье, Сибири и на Северном Кавказе количество пользователей сотовой связи выросло на 139%, 132% и 123% соответственно. Рост абонентской базы в Центральном и Северо-Западном макрорегионах составил при этом 76% и 80% соответственно. По состоянию на конец I квартала 2004 г. в десяти регионах, характеризующихся самым высоким уровнем развития рынка сотовой связи, проживало 54% от общего числа российских абонентов. В семи из них в полном составе присутствовали операторы «большой тройки». Спустя 7 месяцев Мурманская область потеснила с пятого места Самарскую область, исчезли из списка Новосибирская и Томская области, республика Татарстан и Ярославская область, а на их месте появились Ростовская, Ярославская, Нижегородская и Астраханская области, соответственно. Виталий Солонин / CNews Analytics | 
 |