Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Евгений Петров: Регионы являются сейчас наиболее значимым объектом инвестиций в телекоме

Евгений ПетровНа вопросы CNews отвечает Евгений Петров, управляющий директор компании Inline Telecom Solutions.

CNews: Каким был телекоммуникационный рынок в 2006 году с точки зрения системного интегратора? Какие ключевые изменения вы бы выделили по сравнению с 2005 годом?

Евгений Петров: Основные изменения на рынке, на мой взгляд, связаны с влиянием поправок к закону «О связи», поскольку их результатом стала фактическая демонополизация рынка телекоммуникаций. Эти поправки, например, фактически запретили услуги терминации трафика для VoIP-операторов как вид бизнеса, сделав его убыточным. А изменение схемы оплаты входящих звонков привело к сокращению доходов от трафика для сотовых операторов. В результате очень многие операторы связи оказались перед необходимостью поиска новых путей развития своего бизнеса. Это в свою очередь привело к тому, что начали строиться сети междугородной и международной связи (МГМН), и основные деньги пошли в этот технологический сегмент.

Другой важной тенденцией, на мой взгляд, стал заметный рост региональной активности в области беспроводных и проводных сетей широкополосного доступа (ШПД). В 2006 году в регионах началось массовое построение мультисервисных сетей для физических лиц, причем сетей качественных, которые позволяют, в частности, предоставлять услуги Triple Play. В 2005 году эта тенденция также наблюдалась, но еще не была выражена настолько явно.

Причина этого явления, думаю, в том, что в регионах увидели, насколько высокими были цены при покупках крупными московскими операторами более мелких с большими абонентскими базами. Например, в Москве такие уже состоявшиеся компании, как «Нет Бай Нет», «Корвет-Телеком», и другие покупают более мелких операторов, присоединяют к себе их абонентов. При этом вынуждены менять инфраструктуру, поскольку она не соответствует их требованиям по технологии и условиям обеспечения качества услуг, а плата за абонента порой доходит до 500-600 долл.

Соответственно, на фоне роста уровня платежеспособности населения в регионах многие инвесторы стали вкладывать средства в развитие местных операторских сетей для дальнейшей их перепродажи крупным центральным операторам типа «Комстара» или «Голден Телекома». При этом волна инвестиций охватила не только города-миллионники, такие, как Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, но и города с населением 300-500 тысяч человек. Сейчас в регионах среднее ARPU сетей ШПД составляет 10-30 долл. в зависимости от региона и предоставляемых услуг. Данный уровень дохода позволяет строить сети со средним сроком окупаемости около 3-4 лет. И очевидно, что инвестиции делаются с расчетом на то, что цена покупки хоть и будет значительно ниже, чем в Москве, но все равно с лихвой окупит затраты на строительство сети.

Более того, в этот процесс включились не только московские инвесторы, но и некоторые региональные промышленные гиганты в поисках диверсификации своего бизнеса и вложения свободных средств. И, пожалуй, можно говорить о том, что именно регионы являются сейчас наиболее значимым объектом инвестиций в телекоме.

Как правило, приходя в регионы, инвесторы предпочитают покупать существующие мелкие сетки местных операторов. Надо заметить, что подобные сети чаще всего построены на дешевом, некачественном оборудовании, многие из них не сданы в эксплуатацию в соответствии с правилами Россвязьнадзора и Мининформсвязи России. Соответственно, как и в Москве, требуется модернизировать такие сети вплоть до пересмотра порой их концепции. Но инвесторы идут на это, поскольку главный ликвидный актив, который они получают от региональных операторов, — не инфраструктура, а абоненты. Естественно, для интегратора такая ситуация открывает множество возможностей от построения инфраструктуры до предоставления в перспективе средств контроля трафика, биллинговых систем, других инструментов поддержки деятельности операторов.

Кстати, есть еще одна региональная тенденция, которая непосредственно связана с только что отмеченной. Она заключается в появлении у операторов возможностей на базе создаваемых городских сетей активно предоставлять услуги муниципальным структурам (например, развертывать системы слежения за дорожным движением или системы управления коммунальным хозяйством, реализовывать социальные программы и т. д.). И здесь тоже открываются хорошие возможности для нас, интеграторских компаний.

Наконец, четвертой интересной тенденцией я бы назвал насыщение абонентской базы на рынке мобильной связи, которое произошло в 2006 году. Сейчас в этом сегменте рынка основные инвестиции уже идут не в расширение базы, а в повышение ARPU за счет развития новых услуг и совершенствования старых. Должен сказать, что мы довольно активно работаем по этому направлению, поскольку рассчитываем, что эта тенденция имеет долгосрочный характер.

CNews: Как именно изменилась, на ваш взгляд, ситуация на российском рынке телекоммуникаций для системных интеграторов после принятия изменений в законе «О связи»?

Евгений Петров: Прежде всего, надо отметить, что после принятия поправок к закону «О связи» операторов в области терминации VoIP-трафика на рынке стало крайне мало. Фактически новые компании в этом сегменте уже не появляются, а существующие занимаются либо диверсификацией бизнеса, либо получают лицензии на МГМН и пытаются строить крупные сети.

Нюанс здесь в том, что, хотя операторов, получивших лицензии на МГМН, уже много, реально воплощают их в жизнь 5-6 игроков — это «Ростелеком», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Голден Телеком» и др. Со своей стороны мы взаимодействуем с ними всеми и считаем, что для интеграторов эти законодательные изменения являются положительным результатом. Это довольно большой сегмент бизнеса, он требует лицензий, построения большого количества узлов по территории Российской Федерации, а значит, начало работы здесь, как и в любой новой сфере деятельности, связано с большими капиталозатратами.

Определенная часть операторов перестала заниматься VoIP, начав вместо этого развивать сети ШПД в регионах на базе Metro Ethernet или кабельного телевидения для того, чтобы предоставлять услуги, прежде всего, физическим лицам. Для интеграторов это тоже перспективное направление бизнеса, поскольку, например, наша компания в сегменте городских сетей имеет весьма глубокую экспертизу.

CNews: По вашим словам, именно развитие региональных широкополосных сетей связи сейчас является наиболее привлекательным объектом инвестиций. Значит ли это, что именно региональные деньги сегодня стимулируют рост отрасли в целом?

Евгений Петров: Нет, я бы не стал так говорить. Все-таки основные инвесторы - все равно из числа крупных московских компаний. Даже местных крупных промышленных инвесторов пока еще мало, не говоря уже о венчурных игроках. И деньги в регионы направляют те, у кого появились свободные финансовые средства. Эти средства идут в построение сетей МГМН, но, как я сказал, таких операторов немного. Либо инвестиции идут в построение региональных сетей Metro Ethernet. Есть также ряд операторов, которые занимаются строительством магистральных сетей или сетей беспроводного доступа, но их тоже не так много.

Кроме того, те процессы в сегменте сетей ШПД, о которых я говорил, пока не приводят к ощутимому росту конкуренции между региональными операторами, так как на фоне скупки существующих региональных сетей доля создаваемых новых операторов невелика.

Тем не менее, в обозримой перспективе влияние регионов на развитие отрасли связи, конечно, должно возрасти. Тут важный момент в том, что расширяющийся рынок сетей ШПД в регионах в свою очередь порождает рынок предоставления контент-услуг. Для обретения конкурентных преимуществ местные операторы должны предоставлять и необходимый уровень качества этих услуг и предусматривать технические нюансы, чтобы, например, закладываемые пропускные способности каналов связи позволяли подавать качественный контент, IP-телефонию, видеосигнал, высокоскоростной интернет, и чтобы в дальнейшем можно было легко адаптировать новые услуги под эти сети.

CNews: С чем связано решение выделить департамент телекоммуникационных решений Inline Technologies в отдельную компанию Inline Telecom Solutions? Каковы предпосылки и причины данного решения?

Евгений Петров: Прежде всего, хочу отметить, что компания Inline Telecom Solutions, будучи образована в сентябре 2006 года, тем не менее, отнюдь не является новичком на рынке. Костяк нашей команды составляют специалисты, которые на протяжении пяти лет успешно осуществляли проекты в составе департамента телекоммуникационных решений компании Inline Technologies. Стабильный рост бизнеса департамента в итоге и позволил выделить его в качестве самостоятельного юридического лица в составе группы компаний Inline Technologies.

Основной причиной образования компании Inline Telecom Solutions стала необходимость обеспечить операторов связи высококачественной специализированной экспертизой в области телекоммуникаций. Мы являемся компанией, которая хорошо разбирается в их бизнесе, и готовы предложить им законченные сервисы от разработки решений до их внедрения и сопровождения.

Мы стремимся быстро реагировать на изменения рынка и предлагать новые решения, так как предпочтения и потребности рынка меняются с каждым днем. При этом наша компания постоянно ориентируется на реальные потребности бизнеса операторов. И обретение Inline Telecom Solutions статуса самостоятельной компании позволяет нам стать еще ближе к бизнесу наших заказчиков, формируя для них уникальные предложения на базе собственных наработок и передовых технологий партнеров. Сегодня мы обладаем всеми возможностями для реализации проектов, охватывающих полный спектр задач в области телекоммуникационной интеграции.

CNews: Inline Telecom Solutions обладает одной из крупнейших в России интеграционных лабораторий. Расскажите подробнее о ее возможностях.

Евгений Петров: В нашей лаборатории, и это наша принципиальная позиция, сосредоточено самое современное оборудование для того, чтобы демонстрировать и моделировать для заказчиков взаимодействие оборудования наших стратегических вендоров. Из наиболее востребованных стендов в последнее время, например, могу выделить программно-аппаратных комплекс, сочетающий решение ISG компании Cisco Systems и продукт компании BroadHop. Этот комплекс помогает оператору решить вопрос автоматизации абонентских подключений. Также есть стенд для отладки решений в области TVoIP.

Большое внимание мы уделяем оборудованию для построения магистральных сетей, сетей доступа на базе Metro Ethernet и современных программных коммутаторов (SoftSwitch class 4/5), так как на сегодня оно тоже пользуется большим спросом. Возможности лаборатории позволяют нам тестировать необходимые компоненты оборудования доступа производства D-Link, LinkSys, Allied Telesis, Cisco Systems, Huawei3Com и ряда других. В области магистральных сетей в основном мы работаем с признанными вендорами, такими, как Cisco Systems, ECI, Alcatel-Lucent, Nokia, Juniper.

CNews: Какие бы вы выделили наиболее значимые проекты вашей компании, реализованные в телекоммуникационной отрасли в 2006 году? В чем вы видите их основные особенности?

Евгений Петров: Среди наиболее значимых проектов минувшего года я бы выделил работу с компанией МТТ, для которой мы организовали узел NGN в Новосибирске, предназначенный для терминации трафика. Уникальность его в том, что здесь реализовано смешанное решение по аппаратной базе: шлюз создан на базе софтсвича ZTE, а пограничная обвязка — на коммутаторах Cisco Systems и Juniper.

Другой важный для нас проект был реализован для оператора «Старт Телеком», где мы участвовали в построении магистральной сети на базе IP MPLS и DWDM. Решение это тоже смешанное: инфраструктура MPLS построена на оборудовании Cisco Systems и Juniper, а DWDM-магистраль — на оборудовании ECI.

Мы также активно развиваем взаимодействие с региональными операторами -например, с компанией «Инетэра», которая строит сети Metro Ethernet по России. У нас есть апробированное решение в этой области, и мы помогаем ей организовать сети в ряде городов. Эти проекты также выполнены на мультивендорном решении: на уровне агрегации и магистрали применено оборудование одних производителей, а на уровне доступа применено оборудование других производителей. Кроме того, в течение года мы реализовали комплексный проект по построению магистральных сетей и сетей агрегации оператора связи «Электро-Ком» (торговая марка «СПАРК») в Москве, Калуге, Нижнем Новгороде, Ростове и Рязани. А в Мурманске на построенной нами мультисервисной широкополосной сети компания М2С получила возможность предоставлять услуги Triple Play.

Еще одним достижением минувшего года мы считаем успешное перепозиционирование нашей биллинговой системы «Билл-Мастер» с сегмента операторов среднего уровня на крупных операторов. Прежде всего речь идет об операторах, предлагающих весь спектр IP-услуг, включая выделенный и коммутируемый доступ в интернет, терминацию трафика, сервисы по предоплаченным карточкам и другие услуги. Кроме того, мы перевели свою биллинговую систему на качественно иной уровень по мощности, и в результате у нас уже есть несколько продаж крупным российским операторам связи, которые обслуживают порядка сотни тысяч абонентов каждый. Например, АСР «Билл-Мастер» была внедрена в компании «Евросеть» для обсчета и контроля предоставления услуг доступа по картам предоплаты.

CNews: Каковы планы компании по развитию бизнеса в телекоммуникационном секторе на ближайшую перспективу? За счет чего вы рассчитываете достигнуть поставленных целей?

Евгений Петров: В этом году мы ставим цель увеличить свой оборот примерно на 40% и занять лидирующие позиции в сегменте интеграции компонентов решений для построения мультисервисных сетей. При этом традиционным операторам мы предлагаем свою помощь в развертывании инфраструктруктур магистральных сетей и МГМН. Для операторов сотовой связи у нас есть готовые апробированные решения в области VAS и платформ разработки и доставки услуг (SDP). А альтернативным операторам мы уже давно оказываем услуги на базе нашей компетенции в области сетей ШПД.

Мы планируем добиваться поставленных целей за счет развития новых направлений деятельности, за счет повышения эффективности ведения бизнеса и максимально полного использования накопленного опыта.

В этой связи стратегической задачей для нас является воспитание внутри компании высококвалифицированных специалистов, которые позволят нам продвигаться в области намеченных проектов. Это, считаю, наш козырь в развитии технологической и проектной экспертиз в области телекоммуникаций.

CNews: Cпасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS