Обзор подготовлен

версия для печати
Финансовые вложения в отрасль: может ли телеком соревноваться со старыми лидерами?

Финансовые вложения в отрасль: может ли телеком соревноваться со старыми лидерами?

По объему и структуре финансовых вложений сектор связи занимает неплохие позиции среди прочих отраслей российской экономики. Тем не менее, до традиционных лидеров на этом поле — таких, как металлургия, добывающие производства и торговля, ему ещё далеко. Оставляет желать лучшего и структура финансовых вложений бизнеса в отечественный телеком — только треть из них имеет долгосрочный характер.

Финансовые вложения представляют вложения денежных средств в ценные бумаги, уставные капиталы компаний, а также предоставленные им займы. Как и любой другой вид инвестиций, финансовые вложения являются одним из каналов, позволяющих компании аккумулировать средства в развитие. Однако у этого типа инвестиций существует и особенность. Они являются отражением репутации той или иной компании на рынке, индикатором «веры» бизнес-среды в будущее отдельных компаний, групп компаний или целых секторов экономики. Высокая репутация и вера внешних игроков в успех того или иного предприятия, воплощающиеся именно в финансовых вложениях в её акции или уставной капитал является мощнейшим инструментом фактически безвозмездного (в обмен лишь на веру в будущий успех) закачивания средств в тот или иной бизнес. Благодаря финансовым вложениям, являющимся ни чем иным, как кристаллизованной верой инвесторов в успех бизнеса, компании получают неограниченный и бесплатный доступ к внешнему капиталу, который могут использовать в собственных целях.

По сообщениям «Финмаркет», к концу 2007 года в числе российских компаний — лидеров по приросту капитализации не было ни одной, связанной с нефтью-газом. При этом четвертое и пятое места принадлежат телекоммуникационным компаниям — МТС, поднявшейся за год на 60%, и «Ростелекому», увеличившому капитализацию на 44%.

Динамика инвестиций в телеком, 2003-2007

Динамика инвестиций в телеком, 2003-2007

* — рассчитано по данным Росстата

Объем финансовых вложений в отечественный сектор телекоммуникаций испытал скачок в 2006 году (+208,3%), 2007 год не дал дальнейшего роста, хотя результат прошлого года был удержан с незначительными потерями — объем финансовых вложений в отрасль снизился на 1,2%. В итоге в 2007 году сюда пришло 629,6 млр. руб. Накопления на конец года составили 271,8 млрд руб. по долгосрочным финансовым вложениям и 69 млрд руб. — по краткосрочным.

В эту в целом оптимистическую картину можно добавить и «ложку дёгтя». Несмотря на высокие показатели капитализации, сектор связи значительно отстает от традиционных секторов и отраслей экономики. Например, объем финансовых вложений в телеком в 11,5 раз меньше, чем в торговлю (7 трлн руб. в 2007 году), в 6 раз меньше, чем в металлургию (3,8 трлн руб. в 2007 году), примерно в 2,5 раза ниже, чем в компании добывающей промышленности и в недвижимость (1,5 и 1,4 трлн руб., соответственно) и, наконец, в 1,4 раза ниже чем производство нефтепродуктов (880 млрд руб.). Таким образом, на финансовых рынках сектор связи пока значительно уступает традиционным секторам экономики.

Хочется надеяться, что это временное отставание, которое год от года будет сокращаться, ведь объективных оснований для увода денег из сектора телекоммуникаций нет. Скорее наоборот — достаточно видеть, что внутренний спрос на услуги связи растет как со стороны компаний, так и со стороны населения, растет экспортный потенциал отрасли, причем довольно высокими темпами, у отечественных телекоммуникационных компаний открываются представительства за рубежом, а наиболее крупные операторы даже покупают активы мировых телекоммуникационных гигантов.

Долгосрочные вложения: прочна ли вера бизнеса?

Несколько странным выглядит ещё один аспект проблемы — соотношение долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Ясно, что с точки зрения развития любого бизнеса доминирование краткосрочных финансовых вложений — это негативный факт. Низкий уровень долгосрочных финансовых вложений означает, что организациям этой отрасли не дают долгосрочных кредитов, не верят в устойчивость их ценных бумаг, стремятся получить быструю прибыль, не задумываясь о снабжении компании средствами для инвестиций в развитие.

Борьба за рост доли долгосрочных финансовых вложений у российских телекоммуникационных компаний пока не дает видимых результатов — их доля пока лишь 30,5%, что означает, что телеком воспринимается пока по старинке, как инструмент получения «быстрых» денег. С целью получить сиюминутную прибыль и увести капитал.

Долгосрочные финансовые вложения в российский телеком и в экономику в целом

Долгосрочные финансовые вложения в российский телеком и в экономику в целом
* — рассчитано по данным Росстата

Источник: CNews Analytics, 2008

Если сравнивать с экономикой в целом, то картина в телекоме довольно привлекательная — с 2004 года доля долгосрочных средств в отрасли выше, чем в среднем по экономике. Особенно высоким отрыв телекома от остальной экономики был в 2004 году — тогда доля долгосрочных средств в отрасли была 34,4%, тогда как в экономике — лишь 17,6%. В последующем ситуация стала выравниваться — сектор телекоммуникаций становился всё более похожим на остальную экономику — например, в 2005 году практически сравнялся по этому показателю со средними значениями по экономике (21,1% и 20,1% долгосрочных вложений в телекоме и в остальной экономике, соответственно). Последние два года отмечены вновь тенденцией на относительное возрастание веры инвесторов в телеком — доля долгосрочных вложений вновь начала расти, составив в 2007 году 30,6% — по сравнению с 23,6% по экономике в целом).

Однако сама по себе цифра в 30,6% всё же достаточно мала. Чтобы понять это, достаточно привести всего несколько примеров. Действительно, секторы с абсолютным доминированием долгосрочных инвестиций — это компании, занимающиеся транспортировкой нефти и газа (почти 89% долгосрочных вложений) и производством нефтепродуктов (около 60% долгосрочных вложений). В других отраслях краткосрочные вложения превышают долгосрочные. Тем не менее, в банковском секторе, добывающей промышленности и недвижимости доля долгосрочных средств составляет 42-46%. По этому показателю телеком опережает лишь сектора обрабатывающей промышленности — химпром, машиностроение, энергетику, металлургию, а также — транспорт и торговлю. Последняя, кстати, рассматривается инвесторами исключительно как способ сделать быстрые деньги (всего 16% долгосрочных вложений).

Таким образом, несмотря на растущие позиции телекома на финансовых рынках, остаётся решить, как минимум, две особо важные задачи — догнать позиции традиционных секторов экономики на финансовых рынках и добиться роста долгосрочных инвестиций. Укрепив веру как российских, так и зарубежных инвесторов в то, что телеком не один из «баловней судьбы» (точнее сказать — «баловней конъюнктуры»), но прочный, устойчиво растущий и менее всего зависящий от «проклятья» российской экономики — цен на нефть и газ — сектор.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS