Обозрение подготовлено

версия для печати
Интернет-пользователи поднимут рынок магистральных операторов

Интернет-пользователи поднимут рынок магистральных операторов

Стимулировать рост отечественного магистрального рынка в 2009 году, вероятно, по-прежнему будет развитие домашнего широкополосного доступа в интернет. В частности, высокий потенциал игроки видят за дальнейшим проникновением услуг ШПД в регионы. Другой возможный источник дохода магистральных операторов в кризис – это предоставление контент-сервисов.

В последние 3-4 года стабильно растет объем интернет-трафика российских пользователей за счет высоких темпов распространения услуг выделенного доступа в интернет в частном секторе. Аналитики «Рустелекома» указывают цифру прироста – 2,9 млн домохозяйств по итогам 2008 года. Множество сделок M&A привело к появлению большого числа крупных интернет-провайдеров, предоставляющих услуги ШПД для корпоративных и частных пользователей. Они и являются драйвером роста одной из частей межоператорского рынка, а именно IP-транзита - по оценкам «Рустелекома» на его долю приходится чуть менее 5%. Доминируют же услуги присоединения и пропуска голосового трафика (порядка 80%), на долю аренды магистральных каналов приходится немногим менее 15%. Параллельно с этим росли и доходы операторов – по оценкам «Ростелекома» в 2008% этот показатель достиг 33%. Вместе с тем объем IP-транзита увеличился на 24% на фоне существенного снижения стоимости операторского IP-трафика.

Несмотря на то, что во многих регионах России рынок магистральных операторов уже оформился, его участники отмечают, что потенциал для дальнейшего роста здесь все же имеется. «Растет проникновение услуг ШПД, именно к этому показателю в значительной мере сегодня привязан рост рынка магистрального доступа», - считает Дмитрий Малов, технический директор по широкополосному доступу «ВымпелКома». То, что в регионах рынки находятся в стадии постоянного развития, а в последнее время наблюдается рост спроса на услуги связи во всех федеральных округах, отмечают и в «Ростелекоме», и в «Синтерре».

Тем не менее, данный рост сопровождается заявлениями со стороны операторов о возможном сокращении или приостановке региональных инвестиционных программ – в частности, такие заявления уже сделал целый ряд крупных игроков, таких как «Вымпелком», ЮТК, «Сибирьтелеком», «Акадо».

Павел Кучерук, коммерческий директор «Синтерры», отмечает, что в этой ситуации серьезную роль должны сыграть партнерские схемы, позволяющие операторам не останавливаться в своем развитии при сокращении CAPEX.  Но у данного решения есть как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных можно отметить работу с конечными пользователями услуг, а также возможности развития в точках присутствия, которые менее затратны. Среди негативных - снижение прибыльности по конечным потребителям, в силу того, что предоставлять по агентской схеме телематические услуги у оператора не будет возможности. Помимо этого содержание персонала в точках присутствия потребует дополнительных затрат.

Консолидация и партнерства

Одним из путей выхода из такой ситуации может стать бизнес-модель, при которой магистральный оператор начнет выходить на рынок конечных пользователей, например, за счет приобретения других провайдеров. Преимущество здесь в том, что увеличение собственной сети позволит магистралу получать больше дохода от самостоятельной сдачи каналов в аренду, минуя посредников. Крупным же провайдерам с развитой инфраструктурой и технологиями логичнее использовать возможности партнерства с региональными игроками – оптимальные расценки на услуги доступа в интернет, предоставления МГ/МН, развертывания ЦОД и т. п. «магистрала» могут позволить заработать обоим участникам партнерских отношений.

Дмитрий Малов уверен, что оператору ШПД никогда не будет выгодно строить магистрали длиннее 20-25 км по причине того, что собственные магистральные сети требуют огромных капитальных затрат, которые будут возвращаться гораздо медленнее, чем вложения в развитие собственно сети ШПД. Поэтому игроки федерального уровня не могут в силу масштабов бизнеса предоставить быстрее и качественнее локальных игроков услуги «последней мили». Например, по данным ГК «Синтерра» в 2008 году этот магистральный оператор взаимодействовал более с чем 200 операторами во всех федеральных округах, и обеспечил им доход более 2,7 млрд руб. Доходы от межоператорского взаимодействия в структуре выручки «Синтерры» составили 52%.

Не только трафик, но и контент

Другой возможный источник дохода магистральных операторов в кризис – это предоставление контент-услуг. Подобные пилотные проекты уже реализовываются в регионах - например, в СЗФО у «Ростелекома». В частности, запущена услуга IP-TV (70 телеканалов и услуга «Видео по запросу») в Санкт-Петербурге и Петрозаводске.

Контентно-ориентированную модель бизнеса считает для себя основной и «Синтерра». Этот оператор обеспечивает возможности доступа региональных телекомпаний и интернет-провайдеров к цифровому видеоконтенту, а федеральных телекомпаний - к региональному контенту. Данный проект осуществляется в партнерстве с Microsoft, и к осени «Синтерра-Медиа» собирается внедрить программно-аппаратное решение Microsoft Mediaroom в интересах всех российских операторов ШПД, ориентированных на развитие на своих сетях IPTV.

В этой схеме обмен содержанием происходит в региональных ЦОД, а платформой выступает медиапортал оператора. В случае с «Синтерра» ее дочерняя компания «Синтерра-Медиа» выступает и как агрегатор, принимающий сигналы порядка 100 кабельных и эфирных телеканалов и обрабатывающий их под запросы операторов платного ТВ. Впрочем, альтернативные игроки пока достаточно сдержанно смотрят на перспективы изменения бизнес-модели в сторону предоставления контента магистралам. Дмитрий Малов утверждает, что это очень нишевая услуга, которая «никогда не станет ключевой для магистральных операторов».

Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS