oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Кирилл Богданов

Кирилл Богданов:
Аренда ЦОД обошлась бы дороже собственного дата-центра

Заместитель генерального директора по информационным технологиям «Аэрофлота» Кирилл Богданов рассказал CNews о модульном решении собственного центра обработки данных (ЦОД). Объект был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Вариант аренды для компании оказался неприемлемым: платежи за два года были равны стоимости строительства собственного дата-центра. К тому же провайдеры не могли гарантировать ответственности за простои площадки и соблюдения ФЗ-152.

CNews: Каковы основные пункты ИТ-стратегии компании?

Кирилл Богданов: Основная задача реализуемой нами ИТ-стратегии – это доставка всех необходимых ИТ-сервисов как подразделениям, обеспечивающим непосредственно производство полетов, так и бизнес-подразделениям нашей компании. Это касается как бесперебойной поддержки эксплуатации текущих сервисов, так и внедрения новых информационных систем и ИТ-решений.

CNews: Каковы ключевые задачи, стоящие перед «Аэрофлотом» до 2016 года?

Кирилл Богданов: Ключевыми задачами для «Аэрофлота» на указанный период станут поддержание на высоком уровне безопасности полетов, повышение качества обслуживания пассажиров и индекса потребительской лояльности (NPS). В части ИТ мы планируем увеличить количество сервисов, предоставляемых пассажиру при покупке билетов, в аэропорту и в самолете, провести дальнейшую автоматизацию инфраструктурных и производственных систем.

CNews: Какую роль в их достижении играют ИТ-сервисы?

Кирилл Богданов: ИТ-сервисы в достижении ключевых задач, стоящих перед компанией до 2016 года, играют важнейшую роль. Большинство из них будет предоставляться пассажирам онлайн, их качество и востребованность напрямую влияют на решение задач, о которых я говорил ранее.

CNews: Планируете ли вы оптимизировать ИТ-инфраструктуру на пути к указанным целям?

Кирилл Богданов: Конечно. Это перманентная задача.

CNews: Каковы ключевые ИТ-проекты компании в 2013–2014 годах?

Кирилл Богданов: На период 2013–2014 годов можно выделить ряд крупномасштабных ИТ-проектов, реализуемых в «Аэрофлоте». В том числе: ввод в промышленную эксплуатацию системы учета доходов Sirax, признанной одной из лучших в мире по учету доходов авиакомпаний; развитие внедренного решения системы управления предприятием SAP ERP; внедрение новой платформы управления взаимоотношениями с клиентами на базе решения Oracle; внедрение Центра управления хабом в аэропорту «Шереметьево»; внедрение программ управления воздушными судами, экипажами и планирования полетов; внедрение мобильных решений и реализация проектов в области инновационного развития.

Кроме того, значительное внимание уделяется развитию интернет-услуг: web-бронирование, покупка билетов, самостоятельная регистрация пассажиров на рейсы, доступ к мобильной и интернет-связи на борту самолетов и др.

CNews: Осенью 2013 года вы построили модульный ЦОД. Какие варианты для обработки данных вы рассматривали изначально (аренда коммерческого ЦОДа, строительство собственного, иные варианты)? Почему вы решили строить собственный ЦОД?

Кирилл Богданов: Мы проанализировали основные предложения на рынке и пришли к некоторым выводам. Ни одна из крупных площадок на тот момент не была представлена в регионе аэропорта «Шереметьево». Ни один из дата-центров не гарантировал возможности оперативного увеличения количества стоек в дальнейшем. У всех поставщиков фактически отсутствовала какая-либо существенная ответственность за простой площадки. Ни одна из площадок не предлагала четких и ясных решений по соблюдению требований ФЗ-152 при размещении ИТ-сервисов с персональными данными наших сотрудников и пассажиров. Совокупная стоимость аренды необходимой нам инженерной инфраструктуры, включая дополнительные услуги, уже через два года превысила бы совокупную стоимость владения собственным ЦОДом, включая капитальные затраты на его реализацию и эксплуатацию за тот же период.

CNews: Почему было выбрано модульное, а не традиционное решение? Каков срок окупаемости инвестиций в проект?

Кирилл Богданов: Рассматривался вариант развертывания ЦОДа в собственном здании. На первый взгляд, по своим основным характеристикам здание подходило под развертывание резервной площадки, но в результате более детального аудита мы пришли к выводу, что для развертывания ЦОДа будет необходима существенная реконструкция объекта (усиление несущих конструкций двух этажей, перепланировка, реконструкция кровли, модернизация ТП и т.д.).

Расчет показал достаточно высокую стоимость развертывания ЦОДа на этой площадке и существенное увеличение сроков реализации проекта, что являлось неприемлемым. В итоге мы обратили внимание на варианты построения ЦОДа на базе модульных конструкций.

CNews: Какие основные и специфические для отрасли задачи выполняет модульный ЦОД «Аэрофлота»?

Кирилл Богданов: Модульный подход помог нам обеспечить масштабируемость, благодаря которой мы сможем, если потребуется, легко нарастить серверные мощности и инженерную инфраструктуру – это и в самом деле несложно, поскольку мы не ограничены рамками отдельного помещения.

CNews: По каким критериям вы выбирали поставщика?

Кирилл Богданов: Мы обратились к компании HP, нашему многолетнему партнеру. Совместно с компанией «Техносерв» они проанализировали все наши потребности и пожелания и предложили вариант модульного ЦОДа на базе решения «ИТ Экипаж» на нашей площадке со сроком реализации в полгода.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о ситуационном центре, имеющемся у вашей компании? В чем его уникальность для России?

Кирилл Богданов: В России ситуационные центры пока редкость. Есть центр в Совбезе при Президенте России, сообщалось о центрах при Правительстве РФ, в МЧС, ФСБ, Сбербанке, Газпроме. Есть ситуационные комнаты у нескольких губернаторов. СЦ «Аэрофлота» – единственный подобный центр в российской гражданской авиации. Это специально выделенные помещения, в которых в случае кризиса и сбоя собирается кризисный штаб. Приказом генерального директора утверждены три группы специалистов, работающие в таких ситуациях. На сбор сотрудников из любого конца Москвы по нормативам отводится всего лишь час.

В СЦ дежурный оператор ведет ежедневный мониторинг. В случае сбоя здесь оказываются до 12 человек вместе со сменным заместителем директора Центра управления полетами (ЦУП). Работа ведется в круглосуточном режиме. В центре принимаются все оперативные решения по модификации рейсов. В режиме реального времени ведется работа и с программами Sabre, и с программами мониторинга движения воздушных судов. Системы видеонаблюдения позволяют отсюда видеть весь терминал и практически любую стойку регистрации. То есть специалисты СЦ могут отслеживать все ситуации в аэропорту и все самолеты, находящиеся в воздухе.

Технические возможности СЦ фантастически широки. В центральном пункте управления 30 рабочих мест. Сюда подведены все виды связи с бортами, с наземными объектами, а также спутниковая связь. С рабочего места топ-менеджер может связаться с любым аналитиком и проконтролировать выполнение задания. На стене – электронные интерактивные табло, на которые можно вывести расписание и подчеркнуть те рейсы, что будут модифицированы. Здесь же можно получить сведения об экипаже и о пассажирах, послать SMS командиру воздушного судна. Можно вывести на экран и самолеты, находящиеся в воздухе.

В СЦ собраны все ИТ-новинки, которые на сегодняшний день существуют в мире, например, интерактивные доски, системы видеоконференцсвязи. Обеспечена возможность вывода систем видеонаблюдения и безопасности авиакомпании «Шереметьево» на видеостену. Внедрена система совместной работы MS Lync.

Центр не ослепнет и не оглохнет, если прекратится подача электроэнергии. На этот случай предусмотрены резервные дизель-генераторы. В этом здании есть также зал для пресс-конференций. В нем к услугам журналистов компьютеры, Wi-Fi.

Создание СЦ – важный этап в истории авиакомпании. Это не только инструмент урегулирования сбойных ситуаций, но и самый современный операционный центр управления, демонстрация высоких технологических возможностей «Аэрофлота», свидетельство его приверженности пути модернизационного развития. На создание ситуационного центра затрачено около $2 миллионов. Удобство и спокойствие пассажира, содействие ему в трудной ситуации стоят этих денег. Они принесут отдачу в виде повышения лояльности клиентов и улучшения имиджа компании.

CNews: Планирует ли «Аэрофлот» продолжать активное внедрение умных технологий как на суше, так и в воздухе?

Кирилл Богданов: Да. С ростом мощности и снижением стоимости персональных мобильных устройств растет и количество людей, для которых эти устройства стали постоянным спутником куда-бы те не направлялись. Это приводит к бурному развитию услуг мобильной связи как голосовых, так и передачи данных. Для растущего числа людей становится важным находиться на связи везде и всегда.

«Аэрофлот» как компания, которая с большим вниманием относится к интересам своих пассажиров и к их требованиям старается сделать полет максимально комфортным. Мы стараемся предоставить людям максимум возможностей. Мобильная связь позволяет пассажирам провести время, затраченное на полет, с максимальной пользой: и отдохнуть, и поработать, и поздравить близких с юбилеем или просто поделиться впечатлениями и новостями.

По этой причине мы, конечно, намерены развивать возможность обеспечения мобильной связи на борту воздушных судов. В ближайшее время планируется увеличить количество воздушных судов (ВС) с услугами связи, планируется предоставление GSM-услуг на всех дальнемагистральных ВС, на которых уже есть доступ к интернету по Wi-Fi.

Если говорить о будущем, то мы ожидаем бурное развитие этих услуг, сопровождаемое ростом их качества, скорости передачи данных, количества различных онлайн сервисов и, что немаловажно, снижением стоимости. Уже сейчас мы видим, что количество пользователей интернета на борту ВС «Аэрофлота» растет каждый месяц. В течение 2013 года услугой воспользовались 9286 человек, и это только за первый год после начала предоставления услуги, которая есть, пока не на всех дальнемагистральных самолетах. За 2013 год нам удалось довести количество ВС, оснащенных оборудованием для предоставления мобильной связи, до 19 единиц, и это только начало.

CNews: Чем можно объяснить ваш интерес к интеллектуальным технологиям?

Кирилл Богданов: «Аэрофлот» – лидер отрасли. Развитие и внедрение интеллектуальных технологий, безусловно, является требованием времени и потребностями рынка пассажирских авиаперевозок.

CNews: Можете ли вы назвать сумму, которую ежегодно помогают экономить интеллектуальные технологии и системы?

Кирилл Богданов: Трудно назвать конкретную цифру в целом по компании, так как любой проект – это совокупность технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и трудно вычленить именно роль интеллектуальных технологий и систем в конечном экономическом эффекте.

CNews: Какие тенденции в сфере информатизации аэропортов в России, мире вы считаете основными?

Кирилл Богданов: В настоящее время «Аэрофлот» реализует уникальный для России проект – Центр управления хабом (Hub Control Centre), позволяющий контролировать все технологические процессы в базовом аэропорту из единого центра планирования и координации. Решение подобного класса, обеспечивающее координацию стыковок транзитных пассажиров и багажа и управление оборотом воздушных судов, безусловно, не только позволяет укрепить крупным аэропортам свои позиции на рынке, но и является значительным драйвером для их развития в современные глобальные хабы.

Вернуться на главную страницу обзора