Татьяна Поволоцкая

Татьяна Поволоцкая:
ROI BI-проектов не превышает двух лет

О текущем состоянии российского рынка бизнес-аналитики и перспективах его развития в интервью CNews рассказали Татьяна Поволоцкая, руководитель направления BI и BigData компании Softline, и Алексей Моисеев, ведущий эксперт по бизнес-аналитике Softline.

CNews: Как вы оцениваете динамику роста российского рынка бизнес-аналитики в 2013 году?

Татьяна Поволоцкая: В 2013 и начале 2014 года российский рынок бизнес-аналитики рос, и по нашим прогнозам этот рост продолжится и дальше. Международные компании развивали выделенные практики BI и Big Data именно в России, таким образом, тенденции роста рынка BI в мире перешли и на нашу страну.

О существенном росте рынка говорит активный интерес к теме со стороны наших заказчиков. Одни продолжили развивать внутренние аналитические структуры, закупать специальное оборудование и софт, а другие активно начинают двигаться в этом направлении.

К настоящему времени у нас уже появилось несколько крупных публичных кейсов в этой области. В частности, компания «Русский свет» завершила развертывание аналитической системы отчетности на технологической платформе Oracle BI Enterprise Edition 11g. Наша компания принимала активное участие в этом проекте.

CNews: Какие решения наиболее востребованы заказчиками – небольшие BI-модули или масштабные BI-решения?

Татьяна Поволоцкая: Это очень сильно зависит от задач конкретной компании. Мы работаем с обоими сегментами – у нас есть опыт внедрения как отдельных модулей, так и систем полного цикла.

По отдельности заказчики чаще внедряют наиболее актуальные для бизнеса решения, в частности – мобильные системы для поддержки принятия решений топ-менеджментом, предиктивную аналитику, бюджетирование, финансовое планирование, мониторинг бизнес-процессов.

Многие компании внедряют BI поэтапно, после получения положительных результатов пилотных проектов переходят к полномасштабному внедрению.

CNews: Какие решения, предлагаемые вашей компанией, пользуются максимальным спросом?

Татьяна Поволоцкая: Наиболее востребованы системы автоматизированного сбора данных, дашборды для руководителей, решения в области прогностической аналитики и изучения поведения потребителей.

CNews: Насколько сегодня с точки зрения аналитики важен вопрос качества данных?

Татьяна Поволоцкая: Вопрос качества данных – это критический момент для любой аналитики. С этого она начинается, это ее фундамент.

Любой наш проект стартует с проведения анализа существующих данных. Как правило, такой аудит демонстрирует, что они находятся в неидеальном состоянии. Конечно, многое зависит от уровня ИТ-зрелости заказчика. В международных компаниях, у которых сформированы традиции каталогизации и структурирования данных, дела обстоят существенно лучше, чем у молодых, активно развивающихся игроков, для которых нам приходится проводить нормализацию данных, внедрять средства НСИ, приводить в порядок каталоги. Это самая сложная часть проектов, на мой взгляд. Но зато потом на этих данных, как на хорошей базе, можно делать аналитические и прогнозные проекты любой сложности.

CNews: Какими отраслями наиболее востребованы BI-решения?

Татьяна Поволоцкая: По опыту Softline, основные потребители систем бизнес-аналитики и услуг по консалтингу и внедрению этих решений – это ритейл, банки, телеком, нефтегазовая отрасль.

CNews: В каких отраслях сложнее реализовать BI-проекты?

Алексей Моисеев: Наверное, самые сложные проекты осуществляются в ритейле. Это связано с высокой динамикой поступления информации и большим объемом данных. В рознице продается очень много различных товаров, создается большое количество чеков, их надо обработать и вывести результаты на маленьком мониторе. Одновременно можно отметить, что в этой отрасли проекты, как правило, стартуют быстрее – в силу лучшей подготовленности данных.

На второе место по уровню сложности я бы поставил нефтегазовую отрасль – по причине низкой структурированности данных и их большого объема.

CNews: Какие решения вы предлагаете заказчикам?

Алексей Моисеев: У нас есть пакетные решения, основанные на методологии внедрения бизнес-анализа в различных отраслях. Например, в сфере электроэнергетики такой подход позволяет интегрировать данные по разным видам активностей и видеть их на едином экране. А в нефтегазе мы на уровне BI интегрируем все бизнес-процессы – от добычи до продажи продуктов. Это позволяет руководителям быстро принимать обоснованные решения.

Сейчас мы активно выходим на рынок электронной коммерции и продуктового ритейла, предлагая заказчикам, работающим в этих сегментах, решения по бизнес-мониторингу и оптимизации складских запасов.

CNews: Как вы оцениваете позиции крупнейших вендоров на российском рынке?

Татьяна Поволоцкая: Мы сотрудничаем со всеми крупнейшими вендорами в сфере BI – Microsoft, Oracle, IBM, SAP, «Прогноз», QlikView, – и считаем такой мультивендорный подход нашим конкурентным преимуществом. Решения этих вендоров составляют, по нашим оценкам, около 80% всего рынка бизнес-аналитики.

У каждого из них мы отмечаем тенденцию роста данного направления. Все они уделяют внимание развитию направления больших данных, спрос на которые увеличивается год от года. Думаю, это объясняется тем, что в период ожидания кризиса заказчики готовы вкладывать средства в решения, которые впоследствии помогут им экономить деньги. И BI – в числе таких решений. Срок возврата инвестиций от реализации подобных проектов в нефтегазовой отрасли составляет 1-2 года, а в ритейле – от полугода.

CNews: Политическая ситуация отразилась на российских планах зарубежных вендоров?

Татьяна Поволоцкая: Западные BI-вендоры крайне заинтересованы в сотрудничестве с российскими компаниями и не готовы отказаться от него, несмотря на политические санкции. В 2014 г. практически все они планируют рост бизнеса в России на 15–40%.

CNews: Какое влияние на развитие бизнес-аналитики оказывают основные тренды – мобильность, большие данные, «облака»?

Татьяна Поволоцкая: Сегодня мобильность стала неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому мобильная составляющая входит в состав всех решений, которые предлагает Softline, в том числе и в сфере бизнес-аналитики. Основная наша задача – обеспечить безопасность таких решений, и для этого в компании создан выделенный центр компетенции по корпоративной мобильности.

Что касается «облаков», то Softline начала внедрять их первой в России и сегодня активно развивает это направление. Пока российские заказчики проявляют осторожность в вопросах использования BI в «облаке», однако я думаю, что рост спроса на cloud-решения, в том числе и в бизнес-аналитике, – это вопрос 2–3 лет. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

В 2013 году в нашей компании была разработана стратегия развития направления больших данных. В ее формировании принимали участие привлеченные нами партнеры – основные игроки этого рынка. В Softline есть архитектор-евангелист по этому направлению.

Если говорить про большие данные применительно к бизнес-аналитике, то каждый реализованный в этой области кейс уникален. Заказчики задают вопрос, начинают искать на него ответ и понимают, что он лежит в сфере больших данных. Например, компания Wal-Mart при помощи инструментов на основе Big Data уже сегодня отслеживает процесс формирования и движения ураганов в США – для того, чтобы прокладывать эффективные логистические пути по доставке воды в регионы риска.

Анализ больших данных может с успехом использоваться, например, при автоматизации работы скоринговых систем. Когда человек подает заявку на кредит, служба безопасности банка начинает проверку указанных им в анкете данных. Одновременно специальная аналитическая система собирает информацию о человеке в открытых источниках – Facebook, «ВКонтакте», Instagram – и ищет нестыковки между содержащимися там сведениями и тем, что указано в анкете.

В основе таких решений лежит технология, позволяющая анализировать любую, даже неструктурированную информацию, которая может содержаться как в специальных хранилищах, так и в открытых источниках. Для реализации подобных решений необходима аналитическая и методологическая экспертиза, которая есть в Softline.

CNews: Существуют ли подобные кейсы в России?

Татьяна Поволоцкая: Большинство российских заказчиков пока только учится задавать вопросы, ответы на которые можно найти с помощью Big Data. Сейчас это не более чем технология, а чтобы спрос стал массовым, большие данные должны понятно монетизироваться. Я уверена, что в течение 1–2 лет в нашей стране появится спрос на подобные решения. А все инструменты для их создания у нас уже есть.

CNews: Какие интересные BI-проекты были реализованы Softline в 2013–2014 годах?

Татьяна Поволоцкая: Направление бизнес-аналитики наша компания начала развивать недавно. Тем не менее, нами уже реализовано два крупных проекта для региональных торговых сетей. Первому заказчику внедрение позволило понять причины резкого роста продаж, второй организации – детализировать процессы, которые привели к убыткам.

Сегодня мы приступили к развертыванию очень интересного облачного решения, которое позволит заказчику разместить у нас часть своих данных, протестировать возможность их анализа в режиме реального времени и выбрать для себя необходимый функционал. Думаю, к началу 2015 года это решение заработает в полной мере.

CNews: Каковы перспективы развития BI в России в ближайшие годы?

Татьяна Поволоцкая: Рынок бизнес-аналитики будет развиваться от простого – автоматизированного сбора отчетности, мобильного рабочего места руководителя, поддержки принятия решений – к более сложному, но при этом понятно монетизируемому. Сегодня компаниями накоплен огромный объем данных, и на их основе можно с помощью специального программного обеспечения и специальных алгоритмов строить прогнозы на будущее. Думаю, в ближайшее время появится реальный спрос на системы автоматического прогнозирования.

Надеюсь, в России появятся и интересные кейсы в области Big Data. Скорее всего, это будут решения в сфере маркетинга, потому что именно этому направлению сегодня не хватает глубокого анализа прямых и косвенных факторов, влияющих на потребительское поведение.

Вернуться на главную страницу обзора