Моделирование перечня лекарственных средств и прогнозирование затрат

Лекарственное обеспечение — неотъемлемая составляющая сферы здравоохранения. С необходимостью точного планирования ассортимента, категорий, дозировок лекарственных средств, уточнений международных и патентованных названий неизбежно сталкиваются все участники рынка медицинских услуг: от лечебно-профилактических учреждений: районных поликлиник, стационаров, центров диагностики до аптек, фондов страхования и органов управления разного уровня.

Однако до сих пор данному вопросу уделялось лишь самое поверхностное внимание. Моделирование перечня лекарственных средств в сфере здравоохранения осуществлялось дискретно — в рамках системы лекарственного обеспечения, когда общее планирование лекарственного обеспечения населения осуществлялось Министерством здравоохранения, а закупка лекарственных средств, управление ассортиментом — силами самих аптечных учреждений, участие субъектов сферы здравоохранения при этом было минимальным. Естественно, что организация системы лекарственного обеспечения по «рыночному» принципу нередко приводила к возникновению дефицита определенных категорий, наименований и дозировок лекарственных средств. Ситуацию во многом усложняла и политика финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий населения — что привело к возникновению структурных перекосов в системе лекарственного обеспечения.       

Новый подход к управлению лекарственным обеспечением

Но если совсем недавно наличие в аптеке тех или иных лекарственных средств всецело зависело от ассортиментной политики администрации, то запуск ряда проектов в рамках реформы сферы здравоохранения позволит кардинально изменить положение дел, причем  не только на уровне отдельно взятых аптечных учреждений, но и на уровне системы в целом.  Новый подход к управлению лекарственным обеспечением, который предполагается ввести в рамках реформы здравоохранения, подразумевает комплексное планирование не только в системе лекарственного обеспечения, но и в сфере здравоохранения в целом. В рамках такого подхода в систему планирования включаются все субъекты сферы здравоохранения — Министерство здравоохранения, Росздравнадзор, территориальные органы управления здравоохранением, страховые организации, лечебно-профилактические учреждения, врачи, а также участники фармацевтического рынка — федеральные и региональные  дистрибьюторы, аптечные организации различных организационно-правовых форм. Необходимыми условиями комплексного планирования на уровне системы в целом являются: создание единого информационного поля сферы здравоохранения и системы лекарственного обеспечения, и информатизация учреждений — участников системы.  

Моделирование перечня лекарственных средств в системе лекарственного обеспечения, ориентированное на удовлетворение потребностей населения, и таким  образом, на достижение оптимальности в ассортименте лекарственных средств в масштабах системы, представляет собой два разнонаправленных процесса, которые условно можно охарактеризовать как «нисходящий» и «восходящий».

В рамках первого, «нисходящего» процесса на уровне Министерства здравоохранения создаются каталоги лекарственных средств, допущенных к реализации на территории РФ, этой информацией снабжаются территориальные органы управления здравоохранением, задачей которых является создание и коррекция справочников врача, и фармацевтические организации. Далее уточненная информация передается в  страховые компании, лечебно-профилактические учреждения. Фармацевтические организации федерального уровня передают информацию территориальным аптечным сетям и другим учреждениям. В «нисходящем» процессе моделирование перечня лекарственных средств во многом определяется политикой и структурой финансирования системы лекарственного обеспечения, государство выступает здесь не только в роли закупщика лекарственных средств на федеральном уровне посредством специализированных организаций, но и в роли регулятора рынка, и, что звучит довольно непривычно — в роли агента рынка, конкурирующего с другими аптечными учреждениями.  

Актуализация и синхронизация передачи нормативно-справочной информации
и федерального регистра участникам ДЛО

Актуализация и синхронизация передачи нормативно-справочной информации  и федерального регистра участникам ДЛО

Источник: Презентация Г.М.Орлова «Организация информационного обмена
при реализации лекарственного обеспечения на основе единых стандартов»

«Восходящий» процесс моделирования перечня лекарственных средств на системном уровне ориентирован, в основном,  на количественные показатели и представляет собой форму обратной связи, необходимую для полноценного управления лекарственным обеспечением. В рамках данного процесса осуществляется сбор статистической информации, который осуществляется в системе медицинских организаций — от районных и городских ЛПУ к территориальным — и далее, к федеральным органам управления здравоохранением. Параллельно процесс сбора статистической информации происходит в системе фармацевтических предприятий, информация в виде финансовой отчетности, статистики продаж, результаты опроса пациентов поступают компаниям-дистрибьюторам  регионального и федерального уровня. На основе данной информации, а также материалов Министерства здравоохранения компании-дистрибьюторы планируют объемы закупок, ассортиментную и ценовую политику. Таким образом, ключевыми элементами системы становятся компании-дистрибьюторы фармрынка, от эффективности действий которых зависит эффективность функционирования системы в целом. В свою очередь, эффективность действий дистрибьюторов фармрынка зависит от качества сбора, обработки, анализа информации аптечными учреждениями и качества материалов, предоставляемых  Министерством здравоохранения.  

Новый принцип функционирования определяет смещение акцентов в распределении функций субъектов системы. Так, Министерство здравоохранения и социального развития получает возможность вместо директивного планирования системы концентрироваться на задачах совершенствования системы управления фармацевтической деятельностью и организации обеспечения лекарственными средствами. Вероятность возникновения дефицита лекарственных средств в такой системе минимизируется, появляется возможность сбалансировать рост цен на различные категории лекарственных средств. Такой подход позволяет обеспечить доступность и достоверность информации о лекарственных средствах и тем самым решить застарелую проблему российского рынка медицинских услуг.

Эффективность планирования лекарственного обеспечения в такой «идеальной» системе достигается за счет использования не только плановых, но и статистических показателей, и построения прогнозов относительно дальнейшего развития потребности в лекарственных средствах. Компании-дистрибьюторы  на основе накопленной информации формируют предложение лекарств, в то же время, спрос в системе лекарственного обеспечения координируется как косвенно — ЛПУ, медицинскими специалистами, так и напрямую — ведомствами разного уровня.      

Первые шаги — программа ДЛО

Пока реализация нового подхода осуществляется лишь в рамках программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Программа, целью которой является обеспечение льготных категорий населения лекарственными средствами, подразумевает участие множества субъектов сферы здравоохранения:  городских и районных ЛПУ, фондов ОМС разного уровня, региональных и федеральных органов управления здравоохранением. Немаловажным является факт, что в основе ДЛО лежит иной порядок взаимодействий субъектов системы лекарственного обеспечения, активная роль в программе принадлежит и медицинским учреждениям. В программе предусмотрен иной принцип финансирования лекарственного обеспечения, который базируется на детальном учете и контроле назначений лекарственных средств медицинскими специалистами, проверке правомочности и «необходимости» рецептов, а также контроле отпуска лекарственных средств аптечными учреждениями, участвующими в программе ДЛО. Специалистами медицинской отрасли новый принцип финансирования лекарственного обеспечения оценивается позитивно, так как он позволяет финансировать реально возникающие потребности в лекарственном обеспечении, и более эффективно распределять финансовые средства между субъектами сферы здравоохранения — например, направлять сэкономленные с помощью ДЛО средства на закупку диагностического оборудования и информационной техники для медучреждений, обновить автопарк станций скорой помощи и т.д.   

Основным элементом программы ДЛО является база статистических данных о потребности в лекарственном обеспечении, которая постоянно актуализируется и обновляется — не только в начале отчетных периодов, но фактически в любой момент времени — с учетом происшедших изменений потребности пациентов в лекарственном обеспечении.  Каждый из участников получает выделенный доступ к необходимым элементам программы. Естественно, создание такой базы данных становится возможным только при наличии возможности интерактивного взаимодействия субъектов системы,  что подразумевает существование всех форм обратной связи между участниками, и, в агрегированном варианте — существование единого информационного пространства программы ДЛО.

Централизованная обработка данных и взаимодействие участников ДЛО

Централизованная обработка данных и взаимодействие участников ДЛО

Источник: Презентация Г.М.Орлова «Организация информационного обмена
при реализации лекарственного обеспечения на основе единых стандартов»

Сбор массивов медицинских данных, анализ и актуализация осуществляется на уровне центров обработки данных (ЦОД), предоставляющих информацию органам управления здравоохранением. Качество информации «на выходе» из ЦОД определяется двумя параметрами: качеством информации, поступающей в ЦОД из ЛПУ и аптечных учреждений, и качеством обработки информации в самом ЦОД. Базовый принцип функционирования системы предполагает управляемость процессами контроля качества информации и на уровне локальных ЛПУ и аптечных учреждений, и на уровне ЦОД. Однако на практике в настоящий момент существует лишь возможность контроля качества обработки информации на уровне ЦОД — в силу относительной прозрачности структуры. На уровне локальных ЛПУ и аптечных учреждений контроль качества информационных процессов затруднен из-за недостаточной обеспеченности компьютерной техникой, зачастую — из-за недостатка компетентного персонала, умеющего работать в информационной системе программы.

Выписка рецептов в ЛПУ и передача информации в ТФОМС (ЦОД)

Выписка рецептов в ЛПУ и передача информации в ТФОМС (ЦОД)

Источник: Презентация Г.М.Орлова «Организация информационного обмена
при реализации лекарственного обеспечения на основе единых стандартов»

Но позитивные сдвиги в управлении качеством информации в локальных ЛПУ и аптечных учреждениях уже наметились. Пока речь идет о первичной информатизации ЛПУ и аптечных учреждений, вторым этапом развития программы должно стать массовое развитие систем управления качеством процессов сбора и обработки информации.  Процесс первичной информатизации происходит в ЛПУ и аптечных учреждениях параллельно — в медицинских учреждениях за счет проектов реформы сферы здравоохранения, в аптечных учреждениях — либо за счет собственных средств, либо на деньги крупных дистрибьюторов фармацевтической продукции.

Отпуск лекарственных средств в аптеках и передача информации в ТФОМС (ЦОД)

Отпуск лекарственных средств в аптеках и передача информации в ТФОМС  (ЦОД)

Источник: Презентация Г.М.Орлова «Организация информационного обмена
при реализации лекарственного обеспечения на основе единых стандартов»

Такая парадоксальная ситуация сложилась исторически — в момент запуска программы ДЛО многие аптечные учреждения оказались неспособны к участию в системе — прежде всего, из-за недостаточного информационного обеспечения. «Технологическая сложность внедрения АСУ в регионах заключается в присутствии на территориях трех уровней распределения лекарственных средств и сбора информации об их реализации, — считает генеральный директор ООО «Фирма «Эскейп» Алексей Аносов. — Первый уровень — это оптовый региональный склад, второй — розничный склад (или точка снабжения аптечной сети), и, наконец, третий — точка отпуска лекарственных средств». Чтобы привлечь аптечные учреждения к участию в программе, крупные дистрибьюторы вынуждены были профинансировать закупку компьютерной техники, программного обеспечения, внедрение систем автоматизированного учета и контроля лекарственных средств, создание необходимой инфраструктуры. В настоящее время столь кардинальных мер уже не требуется — в большинстве случаев, за исключением государственных аптек, внедрения проводятся за счет собственных средств учреждений.

Моделирование перечня лекарственных средств в рамках программы ДЛО

Моделирование перечня лекарственных средств в программе ДЛО следует разделить на несколько уровней: уровень ЛПУ и аптечных учреждений, уровень территориальных фондов ОМС и создаваемых на их базе ЦОД, уровень органов управления здравоохранением  и федерального фонда ОМС.

Роль ЛПУ в моделировании перечня лекарственных средств пассивна — она заключается, преимущественно, в регистрации выписанных рецептов, ведении статистики и записи изменений потребностей пациентов. Собранные данные передаются затем в ЦОД, созданные на базе территориальных фондов ОМС. В аптечных учреждениях, особенно в аптечных сетях, моделирование перечня лекарственных средств происходит в рамках управления ассортиментом — с помощью собственной учетной информации, информационных материалов программы ДЛО, данных компаний-дистрибьюторов фармрынка, юридической и другой информации аптеки формируют представление о развитии рынка, и, соответственно, о необходимых закупках и ассортименте лекарственных средств в новом отчетном периоде. Часть этой информации, поступая в форме обратной связи к компаниям-дистрибьюторам, позволяет дополнить общую картину и корректировать объемы закупок лекарственных средств.

Территориальные фонды ОМС, на основе агрегированных данных ЦОД моделируют перечень лекарственных средств, которые необходимы для лекарственного обеспечения льготных категорий населения в регионе. На основании полученных моделей прогнозируются затраты на реализацию ДЛО в текущем и будущем периодах, осуществляется планирование закупок ЛС, управление товарными запасами в рамках региона. Данные ТФОМС передаются на федеральный уровень и используются при моделировании перечня ЛС, а также уточнении, внесении изменений в структуру лекарственного обеспечения регионов. Федеральные органы управления здравоохранением, исходя из полученной информации, корректируют планы будущих периодов по финансированию программы ДЛО, осуществляют контроль за деятельностью участников программы, получают возможность комплексного управления  лекарственным обеспечением.

Система мониторинга в ФОМС основных региональных статистических показателей

Система мониторинга в ФОМС основных региональных статистических  показателей

Источник: Презентация Г.М.Орлова «Информационно-аналитические
системы  при реализации ФЗ№122»

Результатом процесса многоуровневого интерактивного моделирования перечня лекарственных средств в программе ДЛО является более гибкое и эффективное управление — как на уровне регионов, так и на федеральном уровне.

Юлия Граванова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS