версия для печати
Александр Кашин
Ной Хаус Групп

Александр Кашин:

Сегодня заказчики требуют точной «подгонки» проектов под свои требования

На вопросы CNews ответил Александр Кашин, директор компании «Ной Хаус Групп».

CNews: Какие факторы определяют сегодня развитие рынка систем автономного энергообеспечения и бесперебойного энергоснабжения в России, по вашим наблюдениям?

Александр Кашин: На протяжении последних лет Россия переживает бурный экономический рост. В строй вводится все больше новых промышленных объектов, офисной, жилой недвижимости. Не меньшая активность наблюдается и в сегменте реконструкции имеющихся фондов. Многие предприятия, вынужденные в 1990-х годах резко сократить производство, а то и вовсе закрыться, сегодня оживают, начинают интенсивно работать, наращивать свои мощности. Подчас рост исчисляется сотнями процентов. В этой связи неизбежно возникает необходимость в дополнительной электроэнергии. Нередко это становится для предприятий большой проблемой, ведь в некоторых регионах изыскать даже несколько свободных мегаватт — задача крайне непростая. И дело тут даже не в высоких тарифах и не в технических сложностях, просто порой свободные мощности отсутствуют физически, их лимит исчерпан. Единственный выход в подобной ситуации — организация собственной системы автономного энергообеспечения (как правило, это мини-ТЭС на основе природного газа).

Помимо дефицита электроэнергии, газоиспользующие мини-ТЭС позволяют решать еще целый ряд актуальных задач: защищать предприятие от аварийных отключений и скачков напряжения в центральной энергосети, существенно экономить средства за счет ощутимо меньшей себестоимости производства электроэнергии по сравнению с тарифами генерирующих компаний. Наконец, стоимость подключения мегаватта энергии у регионального оператора вполне сопоставима с расходами на мегаватт собственной станции, которая, работая в когенерационном или тригенерационном режиме, несет дополнительные преимущества, окупаясь буквально за несколько лет.

Что же касается факторов, влияющих на развитие систем бесперебойного энергоснабжения, то, во-первых, это все та же нестабильность подачи электроэнергии от централизованных источников и, во-вторых, стремительное развитие компаний, бизнес которых энергокритичен — например, телекоммуникационные или финансовые организации не могут себе позволить сбой в сети даже на очень непродолжительное время. Тем более что незапланированное отключение электричества при отсутствии подобной системы вполне может привести к потере информации, жизненно важной для бизнеса.

CNews: Какие технологии автономного энергообеспечения сегодня наиболее востребованы?

Александр Кашин: Системы автономного энергообеспечения — это, главным образом, газовые и дизельные мини-ТЭС. Дизельные автономные электростанции используются крайне редко, в основном там, где нет доступа к центральным энергосетям и газовым магистралям. В подавляющем большинстве случаев сооружаются газоиспользующие мини-ТЭС, работающие, как правило, на природном газе. В этом случае применяются газопоршневые и газотурбинные технологии. Мини-ТЭС на основе газопоршневых установок чаще всего строятся для выработки энергии до 5-7 МВт, на основе газовых турбин — для выработки большей мощности.

В то же время, помимо использования природного газа, остающегося на данный момент оптимальным топливом для автономного источника энергообеспечения, сегодня активно разрабатываются варианты применения других, альтернативных, видов топлива. Ведь запасы природного газа небезграничны, к тому же лимиты на подключение к газопроводам очень строгие. Так, например, сейчас стали всерьез задумываться о промышленном использовании биотоплива. Более того, подобные проекты уже вовсю реализуются. В частности, наша компания в данный момент ведет проект, связанный с возможностью переработки древесной стружки и щепы для производства электроэнергии.

Еще одно направление, обсуждаемое на самом высоком государственном уровне, — использование попутного газа нефтяных и газовых месторождений. Ведь получается, что, сжигая попутный газ в факелах, мы, с одной стороны, загрязняем атмосферу, а, с другой стороны, нерационально используем имеющиеся ресурсы. Недавно была принята программа по использованию попутного газа на месторождениях. В случае ее успешной реализации мы получим дополнительные ресурсы. И хотя существуют определенные проблемы совместимости с попутным газом различных типов оборудования, все они вполне решаемые.

CNews: Как бы вы оценили темпы строительства в России автономных газоиспользующих электростанций?

Александр Кашин: Темпы строительства такого рода электростанций в России очень высокие. Если взять отчеты компаний, поставляющих сюда соответствующее оборудование, и усреднить показатели, то в целом по рынку в 2007 году рост по сравнению с 2006 годом составил более 100%.

CNews: Какие требования предъявляют в настоящий момент заказчики к обеспечению бесперебойного энергоснабжения при реализации инфраструктурных проектов?

Александр Кашин: Заказчики стали уже довольно грамотными. Они прекрасно разбираются во всем ассортименте предлагаемого оборудования, и заниматься ликбезом, как это было 15 лет назад, нам уже не приходится. Сегодня заказчики требуют индивидуальных решений с точной «подгонкой» проектов под свои требования. То есть проект уже не исчерпывается просто «отгрузкой ящиков» и проводкой схемы резервирования, уже нужны индивидуальные решения четко под потребности конкретного клиента. Решение должно быть выполнено на «пять с плюсом». Разумеется, риск отключения энергоснабжения нельзя свести к нулю, но мы боремся за десятые доли шанса, один за другим убирая факторы, которые теоретически могли бы привести сбою в электросети. И дело здесь не только в оборудовании, но и в системах диспечерезации, связи, топологии оборудования, в тех нестандартных подходах, которые предлагают наши специалисты.

CNews: Какие технологии используются в системах бесперебойного энергоснабжения?

Александр Кашин: Технологии обеспечения бесперебойного питания могут быть разными, востребованность той или иной из них зависит от типа предприятия. Например, на крупном предприятии целесообразно использовать несколько вводов электроэнергии с различных подстанций. Это топографическое решение проблемы. Если же допускается отключение энергоснабжения на несколько минут, то в этом случае разумно использовать дизель-генераторные установки (ДГУ).

В то же время, если на предприятии имеются объекты, на которых энергоснабжение не должно прерываться ни при каких обстоятельствах, то наряду с технологиями ДГУ целесообразно использовать системы ИБП. Собственно говоря, именно комбинация ДГУ и ИБП дает наилучшие результаты. Критически важное оборудование обычно защищается именно таким комплексом, в результате — оно не ощущает не только скачков напряжения, но даже аварии. Кстати, мы, используя подобного рода решения, добавляем ко всем имеющимся технологиям системы автоматизации и диспетчеризации (АСДУ), что является отличительной чертой нашей компании. То есть мы не просто ставим ДГУ и/или ИБП, но тщательно продумываем перспективы работы всей системы. Мы стремимся не только спланировать систему электроснабжения после аварии, но не допустить самой аварии. К примеру, с помощью АСДУ мы можем проследить и спрогнозировать, как именно будет увеличиваться потребление электроэнергии, и в соответствии с этим предлагаем заказчику то или иное решение. Мы можем прогнозировать максимальные и минимальные нагрузки на сеть. При максимальной нагрузке оборудование включается и позволяет предприятию пройти этот пик потребления без какого-либо ущерба.

Еще одно решение по профилактике аварий — распределение нагрузок на фидеры ввода. Дело в том, что зачастую электросеть существующих зданий не рассчитана на количество подключенных потребителей. В этом случае возникает опасность перегрузки сети. Тогда мы устанавливаем между потребителями и фидерами наше оборудование, которое перераспределяет нагрузки на сеть.

CNews: Какие сложности чаще всего возникают сегодня при инсталляции систем гарантированного энергоснабжения?

Александр Кашин: Сложности здесь сугубо индивидуальные, они зависят от специфики того или иного проекта. Тут проще рассматривать конкретное решение и говорить о проблемах, возникших при его реализации. Дело в том, что иногда пожелания клиента сложны с токи зрения технического воплощения. Например, есть старое здание. Выгоднее было бы его снести и построить новое, но сделать это можно далеко не всегда. Соответственно, мы вынуждены как-то приспосабливаться, импровизировать, прятать коммуникации, находить приемлемые способы размещения оборудования, стремясь сохранить внешний облик здания, тем более, если оно расположено в центре города.

Не стоит забывать и о жестких экологических требованиях. Дабы следовать им предельно корректно нам еще на стадии проектирования приходится разрабатывать множество нестандартных инженерных и конструкторских решений, применять различные «ноу-хау», такие как, например, экологически чистый дизель, задействовать огромное количество автоматики и т.д.

CNews: Какие наиболее значимые проекты по построению систем автономного энергообеспечения и бесперебойного энергоснабжения были реализованы вами за последнее время?

Александр Кашин: Мы реализовали немало крупных и интересных проектов, и выделить среди них наиболее значимые по сравнению с остальными очень сложно. Скажем, не так давно в одном из офисных зданий в центре Москвы мы установили систему, способную в случае повышения потребления электроэнергии системой охлаждения летом и отопительными приборами зимой автоматически включаться и давать необходимое количество энергии. И хотя очень холодных и очень жарких дней в Москве бывает немного, и наше оборудование большую часть года не работает, это позволяет получить дополнительные мощности «по требованию», без необходимости согласования дополнительных лимитов.

Еще один интересный проект — создание электростанции на сжиженном газе в Подмосковье. Клиент не мог получить разрешение на подвод магистрального газа, и нами было реализовано подобное решение в качестве временной схемы.

В прошлом году мы закончили проект дата-центра «М1» на Варшавском шоссе. Его потребляемая мощность составила 8,3 МВт, площадь помещения машинного зала с серверными стойкам — порядка 2 тыс. кв. м. Этот проект мы полностью выполнили собственными силами — выступили генподрядчиками, проектировщиками, осуществили поставку оборудования. Причем все было сделано в кратчайшие сроки. Многие из примененных там агрегатов несут бренд нашей компании.

CNews: Каковы перспективы развития данного сектора? Каких инноваций здесь стоит ожидать в ближайшее время? Поделитесь планами вашей компании.

Александр Кашин: Если говорить о малой энергетике, то здесь каждый проект несет какие-то инновации. У нас есть свой собственный отдел проектировщиков, который как раз и занимается тем, что вносит эти инновации в тот или иной проект. Ведь каждый объект индивидуален.

Немало новых решений у нас регулярно возникает и в части оборудования. Часто многие машины и механизмы, которые мы закупаем по всему миру, усовершенствуются нами на собственной производственной базе. И не в силу их недостаточного качества, просто условия многих проектов требуют опять же индивидуальных решений, а потому приходится заниматься своего рода тюнингом.

Если говорить о рынке, то очевидно, что его рост продолжится. Только в сегменте дата-центров мы прогнозируем увеличение количества вводимых объектов на 200%. Поэтому сейчас наша основная задача — создание уникальных решений. Я уверен, что в ближайшем будущем лидировать будут именно те компании, которые смогут предложить решения, в максимальной мере соответствующие индивидуальным потребностям заказчика.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS